Начало, сура 25

Последние годы Иброхима и его смерть

Иброхим взял себе другую жену, которую звали Хеттура. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Иокшан был отцом Шевы и Дедана; потомками Дедана были ашшуриты, летушиты и леюмиты. Сыновьями Мадиана были Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Элдага. Все они были потомками Хеттуры.

Иброхим оставил всё, что у него было, Исхоку. Сыновей наложниц он щедро одарил и ещё при жизни своей отослал их от своего сына Исхока на восток, в восточную землю.

Всего Иброхим прожил сто семьдесят пять лет. Он испустил последний вздох и умер в глубокой старости, насытившись жизнью, и отошёл к своим предкам. Его сыновья Исхок и Исмоил похоронили его в пещере Махпела рядом с Мамре, на поле хетта Эфрона, сына Цохара, которое Иброхим купил у хеттов. Там Иброхим был погребён рядом со своей женой Соро. После смерти Иброхима Всевышний благословил его сына Исхока, который тогда жил возле Беэр-Лахай-Рои.

Потомки Исмоила

Вот родословие Исмоила, сына Иброхима, которого служанка Соро, египтянка Хаджар, родила Иброхиму; и вот имена сыновей Исмоила, перечисленные в порядке их рождения: Навайот – первенец Исмоила, Кедар, Адбеил, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Тема, Иетур, Нафиш и Кедма. Это имена сыновей Исмоила, имена двенадцати вождей родов по их поселениям и кочевьям.

Всего Исмоил жил сто тридцать семь лет. Он испустил последний вздох и умер и отошёл к своим предкам. Его потомки поселились в области от Хавилы до Сура, возле границы Египта, на пути к Ассирии. Они жили во вражде со всеми своими братьями.

Сыновья Исхока – Эсов и Якуб

Вот рассказ об Исхоке, сыне Иброхима. У Иброхима родился Исхок. Исхоку было сорок лет, когда он женился на Рабиге, дочери арамея Бетуила из Паддан-Арама, сестре арамея Лобона. Исхок молил Вечного за жену, потому что она была бесплодна. Вечный ответил на его молитву, и его жена Рабига забеременела. Дети стали толкать друг друга в её утробе, и она сказала:

– За что мне это?

И она пошла спросить Вечного. И сказал ей Вечный:

– Два племени в чреве твоём,

два народа произойдут из тебя и разделятся;

один будет сильнее другого,

и старший будет служить младшему.

Когда пришло ей время родить, во чреве её действительно оказались мальчики-близнецы. Первый родился красный, и всё его тело было покрыто как бы ворсистой одеждой; поэтому его назвали Эсов («волосатый»). Потом появился его брат, держась рукой за пятку Эсова; поэтому он был назван Якуб («он держится за пятку»). Исхоку было шестьдесят лет, когда Рабига родила их.

Эсов продаёт своё первородство

Мальчики выросли: Эсов был искусный охотник, человек полей, а Якуб был человек тихий, живущий среди шатров. Исхок, которому была по вкусу дичь, больше любил Эсова, но Рабига больше любила Якуба.

Однажды, когда Якуб готовил похлёбку, Эсов вернулся с поля очень голодный. Он сказал Якубу:

– Скорее, дай мне поесть немного того красного, что ты готовишь! Я умираю от голода!

(Вот почему ему также дали имя Эдом («красный»).)

Якуб ответил:

– Сперва продай мне твоё первородство.

– Я умираю от голода, – сказал Эсов. – Какая мне польза в первородстве?

Якуб сказал:

– Сначала поклянись.

Он поклялся и так продал своё первородство Якубу. Тогда Якуб дал Эсову лепёшек и чечевичной похлёбки. Он поел, попил, встал и ушёл. Так Эсов пренебрёг своим первородством.

a) 25:10 Или: «у сыновей Хета».

b) 25:18 Или: «Они поселились по соседству со всеми своими братьями».

c) 25:20 То есть из северо-западной Месопотамии.

d) 25:26 Он держится за пятку – образное выражение, означавшее «он обманывает».

e) 25:31 Первородство – особое положение старшего (первородного) сына в доме, дававшее право на первенство среди братьев и особые привилегии при получении наследства (см. Втор. 21:15-17). Кроме того, первенец принадлежал Самому Всевышнему (см. Чис. 3:13).

Параллельные места