Радостная Весть Исы Масиха в изложении Луки, описание

Священное Писание начинается с рассказа о сотворении первого человека, который имел свободное общение со Всевышним в прекрасном Эдемском саду, а затем оно описывает восстание человека против Всевышнего, его проклятие и изгнание из рая (см. Нач. 2:16-17; 3:1-6, 14-24). Но на этом история не заканчивается: через пророков Всевышний обещал послать Спасителя, то есть Масеха (букв.: «Помазанника»), Который установит Царство Всевышнего на земле и спасёт падшее человечество от греха (см. Нач. 3:15; 12:1-3; 49:10; Втор. 18:18; 2 Цар. 7:11-13; Ис. 7:14; 9:6-7; 11:1-5; 42:1-9; 52:13–53:12; 61:1-2; Иер. 23:5-6; Езек. 37:24-28; Мих. 5:2). Первые четыре книги Инджила содержат Радостную Весть о том, как во исполнение пророчества пришёл Исо, обещанный Масех, и стал устанавливать Царство, но не так, как того ожидали многие люди. В то время народ Исроила страдал под гнётом римлян и с нетерпением ожидал избавления. Поскольку исроильтяне были избранным народом Всевышнего, многие из них полагали, что Масех освободит их от римлян и установит в Исроиле праведное царство. Но, согласно Радостной Вести, такие люди, включая и многих религиозных лидеров народа, таких как блюстители Закона, совершенно неправильно поняли суть дела: царство Всевышнего – это не политический институт, это осуществление власти Всевышнего во всех областях жизни. Всевышний хотел отменить проклятие, произнесённое в Эдемском саду, и освободить всё человечество (включая и язычников) не от римского ига, но от рабства греха.

Автор этого изложения Радостной Вести Луко, квалифицированный врач (см. Кол. 4:14), был верным спутником и соработником Павлуса, посланника Масеха, и остался с ним даже тогда, когда все остальные покинули его (см. 2 Тим. 4:9-11). Луко тщательно исследовал каждый собранный им рассказ и свидетельства многих очевидцев, прежде чем написал самое обширное повествование о жизни и учении Исо Масеха (1:1-4). По всей вероятности, Феофил, богатый человек, финансировал и исследования, и труд Луко, а также мог участвовать в распространении завершённой книги. Это было обычной практикой в римском мире первого века и объясняет, почему Луко адресовал данное повествование Феофилу (1:3).

Луко, вероятно, был язычником по рождению, ставшим последователем Исо Масеха. Поэтому он писал для обширной аудитории язычников, показывая, что они также могут стать членами Царства Всевышнего вне зависимости от их национальности или происхождения (напр., 2:29-32; 7:9; 10:25-37; 17:11-19). Более того, он уделяет особое внимание состраданию Исо к угнетённым и презираемым (5:27-32; 21:1-4), к грешникам из высшего сословия (7:36-50; 19:1-10), к женщинам (7:11-17; 8:1-3, 43-48; 13:10-17), а также к язычникам и сомарянам (7:1-10; 17:11-19). Луко подчёркивает важность молитвы (5:16; 6:12, 28; 11:1-13; 18:1-8) и много говорит о служении Духа Всевышнего (1:35, 41, 67; 2:26-27; 4:1, 14, 18; 10:21; 11:13; 12:11-12). Он свидетельствует о радости, которую приносит Весть об Исо всем, кто слышит её (2:10; 6:23; 10:20; 19:5-6; 24:52-53). Луко отмечает, как часто Исо использовал по отношению к Себе титул Масеха – «Ниспосланный как Человек» (5:24 со сноской; см. также Дон. 7:13-14), Который пришёл, чтобы «найти и спасти потерянное» (19:10).

Рассказ Луко – литературный шедевр, написанный на высоком греческом языке. Он начинает своё повествование с более ранних событий, нежели другие изложения Радостной Вести, а именно с пророчеств о рождении пророка Яхьё (1:5-25) и Исо (1:26-38). Затем следует рассказ о рождении Исо, содержащий в себе события, о которых умолчали другие авторы (2:1-40). Луко также единственный из авторов Инджила, кто написал о посещении двенадцатилетним Исо Иерусалимского храма (2:41-52). После этого Луко приводит подробное описание начала общественного служения Исо, включая и прохождение Им у Яхьё обряда погружения в воду (3:21-22), а также Его противостояние искушениям сатаны в пустыне (4:1-13).

За рассказом о служении Исо в Галилее и её окрестностях (4:14–9:50) следует детальное описание путешествия в Иерусалим, содержащее материал, который имеется только у Луко (9:51–19:10). Далее автор повествует о смерти Исо от рук религиозных и политических лидеров народа по Его прибытии в Иерусалим и о Его воскресении из мёртвых на третий день (23:26–24:48). С самого начала Исо знал, что для этого Он и пришёл и что это необходимо для исполнения древних пророчеств (9:21-22, 44; 18:31-33; 24:25-27). Луко заканчивает своё повествование на том, как ученики с нетерпением и радостью ждут дня, когда Исо, как и обещал, изольёт на них Духа Всевышнего после Своего вознесения к Небесному Отцу (24:49-53).