Радостная Весть Исы Масиха в изложении Матая, описание

Священное Писание начинается с рассказа о сотворении первого человека, который имел свободное общение со Всевышним в прекрасном Эдемском саду, а затем оно описывает восстание человека против Всевышнего, его проклятие и изгнание из рая (см. Нач. 2:16-17; 3:1-6, 14-24). Но на этом история не заканчивается: через пророков Всевышний обещал послать Спасителя, то есть Масеха (букв.: «Помазанника»), Который установит Царство Всевышнего на земле и спасёт падшее человечество от греха (см. Нач. 3:15; 12:1-3; 49:10; Втор. 18:18; 2 Цар. 7:11-13; Ис. 7:14; 9:6-7; 11:1-5; 42:1-9; 52:13–53:12; 61:1-2; Иер. 23:5-6; Езек. 37:24-28; Мих. 5:2). Первые четыре книги Инджила содержат Радостную Весть о том, как во исполнение пророчества пришёл Исо, обещанный Масех, и стал устанавливать Царство, но не так, как того ожидали многие люди. В то время народ Исроила страдал под гнётом римлян и с нетерпением ожидал избавления. Поскольку исроильтяне были избранным народом Всевышнего, многие из них полагали, что Масех освободит их от римлян и установит в Исроиле праведное царство. Но, согласно Радостной Вести, такие люди, включая и многих религиозных лидеров народа, таких как блюстители Закона, совершенно неправильно поняли суть дела: царство Всевышнего – это не политический институт, это осуществление власти Всевышнего во всех областях жизни. Всевышний хотел отменить проклятие, произнесённое в Эдемском саду, и освободить всё человечество (включая и язычников) не от римского ига, но от рабства греха.

Точно определить место и время написания этой книги сложно, но, вероятнее всего, Матто жил в Антиохии Сирийской и писал для грекоговорящих евреев, верующих в Масеха. В своём труде Матто хотел убедить своих читателей, что Исо и есть Тот Масех, Которого они знали по пророчествам Писания, рассказать о его жизни и учении.

Матто обращает внимание читателей на то, с какой точностью исполнились в Исо все пророчества о пришествии Масеха (напр., 1:22-23; 2:5-6, 15, 17-18; 4:14-16; 8:16-17; 12:16-21, 40; 13:34-35 и т. д.). Приводя в подробностях родословную Исо (1:1-17), Матто указывает на то, что в Исо нашло своё исполнение обещание Всевышнего, данное Иброхиму (см. Нач. 12:1-3; 22:16-18; Гал. 3:16), и что Исо имеет полное право наследовать трон Довуда (см. 2 Цар. 7:11-13). После рассказа о рождении Исо от непорочной девушки Марьям (1:18-25) Матто говорит о прохождении Исо обряда погружения в воду (3:13-17), о Его противостоянии искушениям сатаны в пустыне (4:1-11) и начале Его служения (4:17).

В 4:12–26:13 содержится описание учения Исо и множества совершённых Им чудес. Его учение в основном изложено в пяти больших речах: 1) в широко известной «Нагорной проповеди» (гл. 5–7), где Исо потрясает Своих слушателей очень высокими стандартами Царства Всевышнего, но обнадёживает всех, кто чист сердцем, кто страдает и гоним за веру; 2) в избрании двенадцати посланников (гл. 10); 3) в притчах, содержащих объяснение природы Царства (13:1-52); 4) в учении о ценностях Царства (гл. 18); 5) в пророчествах о разрушении храма и конце времён (гл. 24–25).

Чудеса Исо Масеха наилучшим образом отражают сущность Царства Всевышнего, свободного от последствий проклятия за грех. Среди Его чудес есть исцеления, изгнания демонов, усмирение шторма и даже воскрешение из мёртвых. Все они являются предвкушением будущего установления Царства в его полноте.

Несмотря на популярность Его учения и совершённые Им чудеса, Исо знал, что Ему было предназначено умереть ради искупления человечества (16:21; 17:22-23; 20:17-19). В 26:14–28:20 Матто описывает, как религиозные и политические лидеры, не смогшие принять Исо как Масеха и напуганные Его растущим авторитетом среди народа, арестовывают Его и приговаривают к жестокой и постыдной смерти. Однако Всевышний возвращает Исо к жизни, и Тот с триумфом является Своим последователям и даёт им «Великое поручение»: идти и приобретать учеников во всех народах (28:18-20).