Послание Паула верующим в Риме, сура 11

Всевышний не отверг Свой народ

Поэтому я хочу спросить: разве Всевышний отверг Свой народ? Конечно же нет! Я и сам исроильтянин, потомок Иброхима из рода Вениамина. Всевышний не отверг Свой народ, который Он избрал от начала.

Вы ведь знаете из Писания о том, как пророк Ильёс обвинял исроильтян перед Всевышним: «Вечный, они убили Твоих пророков и разрушили Твои жертвенники. Остался лишь я один, и меня они тоже хотят убить». Но что Всевышний ему ответил? «Я сохранил Себе семь тысяч человек, которые не преклонили своих колен перед Баалом!» Так и сейчас есть остаток, избранный по благодати Всевышнего, а если по благодати, то значит не по делам, ведь в противном случае благодать уже не была бы благодатью.

Так что же? То, к чему Исроил так стремился, он не получил: только избранные получили, а все остальные ожесточились. Как написано:

«Всевышний сделал их дух нечувствительным,

Он закрыл им глаза, чтобы они не видели,

и уши, чтобы они не слышали,

вплоть до сегодняшнего дня».

Довуд говорит:

«Пусть их праздничные застолья станут для них ловушкой и западнёй,

преткновением и возмездием.

Пусть их глаза померкнут, чтобы они не видели,

и пусть их спины согнутся навсегда».

Дикие и природные ветви

Итак, я спрашиваю: может быть, исроильтяне споткнулись, чтобы упасть навсегда? Конечно же нет! Но их падение принесло спасение другим народам, что должно возбудить ревность и в самих исроильтянах. Если их падение принесло богатство миру и если их потери принесли богатство другим народам, то насколько же больше богатства принесёт их полное обращение!

Говорю вам, обращённые из язычников. Как посланник Масеха к язычникам, я высоко ценю моё служение и надеюсь, что смогу как-то возбудить ревность моего народа, чтобы спасти хоть некоторых из них. Ведь если их отвержение принесло миру примирение, то чем будет их принятие, как не воскресением из мёртвых? Если первая лепёшка посвящается Всевышнему, то и все остальные посвящены Ему, и если корень посвящён Всевышнему, то и ветви посвящены Ему.

Если же отдельные ветви были отломлены, а ты, дикая маслина, был привит на их место и питаешься от соков корня оливкового дерева, то не хвались тем, что ты лучше их. Если ты превозносишься, то подумай о том, что не ты держишь корень, а корень – тебя. Может быть, ты скажешь: «Ветви были отломлены, чтобы я был привит». Да, но они были отломлены из-за своего неверия, а ты держишься, благодаря вере. Поэтому не гордись, но бойся. Ведь если Всевышний не пожалел природных ветвей, то Он не пожалеет и тебя.

Подумай о доброте и о строгости Всевышнего: строгости к тем, кто отпал, и доброте к тебе, при условии, что ты продолжаешь жить в Его доброте, иначе ты тоже будешь отсечён. Если исроильтяне не будут оставаться в неверии, то снова будут привиты, потому что Всевышний в силах привить их опять. Если ты был срезан с дикого по природе масличного дерева и вопреки своей природе был привит к окультуренному дереву, то тем более природные ветви привьются к своему собственному дереву!

Предстоящее спасение Исроила

Братья, чтобы вы не считали себя умнее, чем вы есть, я не хочу оставить вас в неведении о следующей тайне: часть Исроила будет ожесточена до тех пор, пока полностью не придёт к Всевышнему определённое Им число язычников. И таким образом, весь Исроил будет спасён, как написано:

«С Сиона придёт Избавитель!

Он удалит нечестие от потомков Якуба!

И Я заключу священное соглашение с ними,

когда сниму с них их грехи».

Что касается Радостной Вести, то они стали врагами Всевышнего, чтобы вы были спасены, но что касается избрания, то они любимы Всевышним ради их праотцев. Потому что неизменны благословения Всевышнего и Его призвание. Вы раньше были непокорны Всевышнему, а сейчас из-за их непокорности Всевышний помиловал вас. Так и они стали сейчас непокорны, чтобы и им тоже быть помилованными благодаря милости Всевышнего, проявленной к вам. Всевышний провёл все без исключения народы через непокорность, чтобы всех их помиловать.

О глубина богатства, мудрости и знания Всевышнего!

Как непостижимы Его решения

и неисследимы пути Его!

«Кто постиг разум Вечного

или был Ему советником?»

«Кто Ему что-либо дал,

что Он остался тому должен?»

Ведь всё происходит от Него и через Него,

и для Него всё существует.

Хвала Ему вовеки! Аминь.

a) 11:2 См. 1 Цар. 12:22; Заб. 93:14.

b) 11:3 3 Цар. 19:10, 14.

c) 11:4 3 Цар. 19:18. Баал – ханонский бог плодородия и бог-громовержец.

d) 11:8 См. Втор. 29:4; Ис. 29:10.

e) 11:9-10 Заб. 68:23-24.

f) 11:11 См. Втор. 32:21.

g) 11:15 Существует несколько толкований этого стиха: 1) обращение Исроила приведёт к всеобщему духовному пробуждению; 2) обращение Исроила лишь сравнивается с возвращением мёртвых к жизни; 3) обращение Исроила в буквальном смысле связывается здесь с воскресением мёртвых в конце времён.

h) 11:16 Всевышний через пророка Мусо повелел исроильтянам приносить Ему в жертву лепёшку, испечённую из муки от первого урожая (см. Чис. 15:17-21). Всё первое было своего рода залогом последующего, и поэтому жертва от первого урожая освящала всё остальное. В данном отрывке Павлус сравнивает первую лепёшку и корень оливкового дерева с Иброхимом и другими праотцами исроильского народа. Всё остальное тесто и ветви оливы – это сам исроильский народ.

i) 11:26-27 Ис. 59:20-21; 27:9; ср. Иер. 31:33-34.

j) 11:34 Ис. 40:13.

k) 11:35 Аюб 41:3.