От Луки святое благовествование, глава 6

Случилось в субботу проходить Ему засеянными полями; и срывали ученики Его и ели колосья, растирая руками. Некоторые же из фарисеев сказали: почему вы делаете то, чего нельзя делать в субботу? И ответил им Иисус: и о том вы не читали, что сделал Давид, когда проголодался сам и бывшие с ним? Что вошел он в дом Божий и взял хлебы предложения, и ел и дал сопровождавшим его, — а их нельзя есть никому, кроме одних только священников? И говорил им: Сын Человеческий есть господин субботы.

Случилось же в другую субботу войти Ему в синагогу и учить; и был там человек, и правая рука его была суха. Наблюдали же за Ним книжники и фарисеи, не исцеляет ли Он в субботу, чтобы найти обвинение против Него. Но Он знал помышления их и сказал мужу с сухою рукой: подымись и стань посредине. И он поднялся и стал. Сказал же им Иисус: спрашиваю вас: дозволяется ли в субботу добро сделать или зло? Спасти душу или погубить? И обведя взором всех их, сказал ему: протяни руку твою. Он сделал так, и восстановилась рука его. Они же пришли в бешенство и обсуждали между собой, что бы им сделать с Иисусом.

Случилось же Ему в те дни уйти на гору помолиться, и Он проводил ночь в молитве к Богу, и когда настал день, Он позвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами: Симона, которого и наименовал Петром, и Андрея, брата его, и Иакова, и Иоанна, и Филиппа, и Варфоломея, и Матфея, и Фому, и Иакова Алфеева, и Симона, называемого Зилотом, и Иуду Иаковлева, и Иуду Искариота, который сделался предателем.

И спустившись с ними, Он стал на ровном месте, и большая толпа учеников Его и великое множество народа из всей Иудеи и Иерусалима и с побережья Тира и Сидона. Они пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих. И мучимые духами нечистыми исцелялись. И вся толпа старалась прикасаться к Нему, потому что сила от Него исходила и исцеляла всех.

И Он, подняв глаза Свои на учеников Своих, говорил:

Блаженны нищие,

ибо ваше есть Царство Божие.

Блаженны алчущие ныне,

ибо вы будете насыщены.

Блаженны плачущие ныне,

ибо вы воссмеетесь.

Блаженны вы, когда будут ненавидеть вас люди, и когда будут отлучать вас, и поносить вас, и извергнут имя ваше, как злое, из-за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возликуйте, ибо вот, награда ваша велика на небе: ибо так поступали с пророками отцы их.

Но горе вам, богатые,

ибо вы получили утешение ваше.

Горе вам, пресыщенные ныне,

ибо взалчете.

Горе вам, смеющиеся ныне,

ибо восплачете и возрыдаете.

Горе вам, когда скажут о вас хорошо все люди. Ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за оскорбляющих вас. Ударяющему тебя в щеку подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не откажи и в рубашке. Всякому просящему у тебя давай и от отнимающего твое не требуй обратно. И как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ведь и грешники любящих их любят. Ибо если вы делаете добро делающим вам добро, какая вам благодарность? Ибо и грешники то же самое делают. И если взаймы даете тем, от кого надеетесь получить, какая вам благодарность? И грешники грешникам дают взаймы, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших и делайте добро и взаймы давайте, ничего не ожидая обратно; и будет награда ваша велика, и будете сынами Всевышнего, потому что Он благ к неблагодарным и злым. Будьте милосердны, как Отец ваш милосерден.

Не судите, и не будете судимы. Не осуждайте, и не будете осуждены. Отпускайте, и вам будет отпущено. Давайте, и вам будет дано: мерою доброю, нагнетенною, утрясенною, переполненною отсыплют в полы ваши; ибо какою мерою вы мерите, отмерено будет и вам. Сказал же и притчу им: разве может слепой вести слепого? Не оба ли упадут в яму? Ученик не выше учителя, но, научившись, всякий будет, как учитель его. Что ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а бревна в собственном глазу не замечаешь? Как можешь говорить брату твоему: «брат, дай, я выну соринку, что в твоем глазу», не видя у себя в глазу бревна? Лицемер, вынь сперва бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть соринку, что в глазу брата твоего.

Нет дерева доброго, которое производило бы плохой плод, нет и дерева плохого, которое производило бы добрый плод. Ибо всякое дерево познается по его плоду. Ведь с терния не собирают смокв, и с колючего кустарника винограда не снимают. Добрый человек из доброго сокровища сердца износит доброе, и злой из злого износит злое. Ибо от избытка сердца говорят уста его.

Что вы зовете Меня: «Господи, Господи!» и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий Мои слова и исполняющий их, — Я покажу вам, кому он подобен. Подобен он человеку, строящему дом, который раскопал землю и углубился и положил основание на скале. Когда же случилось наводнение, хлынула река на дом тот и не смогла поколебать его, потому что построен он был хорошо; а слышавший и не исполнивший подобен человеку, построившему дом на земле без основания. И хлынула на него река, и тотчас он развалился, и было падение дома того великое.