Первое послание Иоанна, описание

Первое послание Иоанна, апостола Христа, необычно тем, что оно не адресовано какой-либо определенной церкви. Иоанн обращается к вопросам и проблемам, касающимся всех верующих, а не только верующих в Эфесе, где он, вероятно, писал это послание. И хотя оно и носит всеобщий характер, тем не менее, послание Иоанна не лишено личного участия и очень близко всем его читателям. Иоанн, пожилой человек, с любовью и по-отечески обращается к своим читателям, ободряя и наставляя их в том, как преодолевать трудности и препятствия, которые в то время возникли в церквах.

Послание содержит две основные темы, повторяющиеся много раз в различных вариациях. Первая тема – необходимость проявления истинной веры в жизни верующего, особенно когда дело касается любви к братьям по вере. Вторая тема – необходимость веры в истину об Иисусе Христе, особенно в то, что Он существовал от вечности и пришел на землю в образе человека. Эти темы очень важны, поскольку в то время появилось много лжеучителей в «духе антихриста», которые учили, что Иисус не был настоящим человеком (4:2-3), и в конце концов оставляли собрание, показывая тем самым, что их вера не была искренней (2:18-19). Однако эти лжеучители продолжали свои попытки увести верующих с истинного пути (2:26).

На протяжении всего послания Иоанн много говорит о природе Бога: Он – свет (1:5), Он безгрешен, праведен и свят (2:29; 3:3, 5, 7), и Он есть любовь (4:8, 16). Все, кто получил от Него новую жизнь и стал Его дитятею, будут подобны Ему (2:29–3:3; 5:1), будут пребывать во свете (1:6-7; 2:10), любить своих братьев по вере (2:7-11; 3:14-18, 23; 4:7-12, 19-21; 5:1-2) и перестанут вести грешную жизнь (2:3-6; 3:4-10, 24; 5:2-3, 18). Верующие действительно совершают иногда грехи, но Бог прощает тех, кто признает свои грехи, потому что у них есть Тот, Кто «свидетельствует перед Отцом в нашу защиту» – Иисус Христос (1:8–2:2).

Иоанн также уверяет верующих в том, что каждый, кто знает Бога, имеет Его Духа, Который учит и наставляет их (2:20-21, 27; 4:13), чтобы они не были сбиты с истинного пути учениями врагов Христа, отвергавших, что Иисус есть Христос (2:22; 4:1-3). Это очень важно, поскольку каждый, кто отвергает Иисуса Христа, не имеет и Отца, но все, признающие Христа, имеют также и Отца (2:23).

Еще одна тема, которую Иоанн поднимает, – это свидетельство об Иисусе, «Слове жизни», Который стал Человеком для того, чтобы привести тех, кто поверит в Него, в общение с Богом (1:1-4; 4:14; 5:6-12). Иоанн уверяет, что, когда ученики Христа верят в Него (3:23; 4:15-16; 5:1, 4-5, 10, 13), следуют Его повелениям и пребывают в любви, они могут с уверенностью предстоять перед Богом (3:19-21; 4:16-17), зная, что имеют вечную жизнь (2:25; 3:14-15; 5:10-13, 20), что их молитвы будут услышаны (3:22; 5:14-16), а сами они будут сохранены от зла посреди грешного мира (5:18). Иоанн предостерегает верующих не любить этот грешный мир (2:15-17), ведь они не принадлежат ему, и поэтому мир будет ненавидеть их (3:12-13). Он ободряет верующих истиной о том, что Тот, Кто в них, победил мир, и что через Него все верующие также одержали победу над дьяволом (2:13-14) и лжепророками, пришедшими в мир (4:4).