Третья книга Царств, глава 22

Пророчество Михея против Ахава

Три года между Арамом и Израилем не было войны. Но на третий год Иосафат, царь Иудеи, отправился к царю Израиля. Царь Израиля сказал своим приближенным:

– Разве вы не знаете, что Рамот Галаадский принадлежит нам, а мы и не пытаемся забрать его у царя Арама?

Он спросил Иосафата:

– Пойдешь ли ты со мной воевать за Рамот Галаадский?

Иосафат ответил царю Израиля:

– Как ты, так и я, мой народ – твой народ, мои кони – твои кони.

Но еще Иосафат сказал царю Израиля:

– Спроси сперва совета у Господа.

Царь Израиля собрал пророков – около четырехсот человек – и спросил их:

– Идти ли мне войной на Рамот Галаадский или нет?

– Иди, – ответили они. – Владыка отдаст его в руки царя.

Но Иосафат спросил:

– Разве нет здесь еще пророка Господа, которого мы могли бы спросить?

Царь Израиля ответил Иосафату:

– Есть еще один человек, через которого мы можем вопросить Господа, но я ненавижу его, потому что он никогда не пророчествует обо мне ничего доброго, а только плохое. Это Михей, сын Имлы.

– Царю не следует так говорить, – сказал Иосафат.

Тогда царь Израиля позвал одного из военачальников и сказал:

– Немедленно приведи Михея, сына Имлы!

Облаченные в царские одеяния царь Израиля и Иосафат, царь Иудеи, сидели на своих тронах на гумне у ворот Самарии, а все пророки пророчествовали перед ними. Так Цедекия, сын Хенааны, сделал себе железные рога и сказал:

– Так говорит Господь: «Ими ты будешь бодать арамеев, пока они не будут истреблены».

Все остальные пророки пророчествовали о том же, говоря:

– Иди на Рамот Галаадский и будь победителем; Господь отдаст его в руки царя.

Посланник, который ходил, чтобы позвать Михея, сказал ему:

– Слушай, все остальные пророки, как один, предсказывают царю успех. Пусть твое слово будет согласно с их словами, и говори благоприятно.

Но Михей сказал:

– Верно, как и то, что жив Господь, я скажу ему лишь то, что скажет мне Господь.

Когда он пришел, царь спросил его:

– Михей! Идти ли нам воевать с Рамотом Галаадским или нет?

– Иди конечно, и будь победителем, – ответил он. – Господь обязательно отдаст его в руки царя.

Но царь сказал ему:

– Сколько раз мне заставить тебя поклясться, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа?

Тогда Михей ответил:

– Я видел весь Израиль рассеянным по горам, как овцы без пастуха, и Господь сказал: «У них нет господина. Пусть каждый возвращается с миром домой».

Царь Израиля сказал Иосафату:

– Разве я не говорил тебе, что он никогда не пророчествует обо мне ничего хорошего, одно лишь плохое?

Михей сказал:

– Итак, выслушай слово Господа. Я видел Господа сидящим на Своем престоле, со всем небесным воинством, стоявшим справа и слева от Него. Господь сказал: «Кто выманит Ахава, чтобы он пошел и пал при Рамоте Галаадском?». Один предлагал одно, другой другое, пока, наконец, не вышел некий дух и встал перед Господом и сказал: «Я его выманю». «Как?» – спросил Господь. «Я пойду и стану лживым духом в устах всех его пророков», – сказал он. «Да, ты преуспеешь в этом и выманишь его, – сказал Господь. – Иди и сделай так». И вот теперь Господь вложил в уста всех этих твоих пророков лживый дух, а тебе Господь определил беду.

Тогда Цедекия, сын Хенааны, подошел и ударил Михея по щеке.

– Как это Дух Господа перешел от меня к тебе, чтобы говорить с тобой? – спросил он.

Михей ответил:

– Ты узнаешь это в тот день, когда будешь прятаться во внутренней комнате.

Тогда царь Израиля приказал:

– Возьмите Михея и отправьте его обратно к Амону, правителю города, и к Иоашу, сыну царя, и скажите: Так говорит царь: «Посадите этого человека в темницу и держите его впроголодь на хлебе и воде, пока я не вернусь благополучно».

Михей сказал:

– Если ты благополучно вернешься, значит, Господь не говорил через меня.

И еще он сказал:

– Пусть все услышат это!

Гибель Ахава при Рамоте Галаадском

Царь Израиля пошел на Рамот Галаадский с Иосафатом, царем Иудеи. Царь Израиля сказал Иосафату:

– Я вступлю в сражение переодетым, но ты носи свои царские одежды.

Царь Израиля переоделся и вступил в сражение. А царь Арама приказал тридцати двум начальникам над своими колесницами:

– Не сражайтесь ни с кем, ни с малым, ни с великим, кроме царя Израиля.

Когда начальники над колесницами увидели Иосафата, они подумали: «Конечно, это и есть царь Израиля».

И они повернули, чтобы напасть на него, но когда Иосафат закричал, начальники над колесницами увидели, что он не царь Израиля, и перестали его преследовать. Но кто-то натянул лук и случайно ранил царя Израиля, так что стрела попала в щель между доспехами. Царь сказал своему колесничему:

– Разворачивайся и вывези меня из боя! Я ранен.

Но битва кипела весь день, и царь вынужден был стоять в своей колеснице перед арамеями. Кровь из раны текла на пол колесницы, и вечером он умер. Когда садилось солнце, по войску прокатился клич:

– Пусть каждый человек возвращается в свой город, каждый – в свою землю!

Царь умер и был привезен в Самарию, где его и похоронили. А колесницу вымыли в одном из прудов Самарии, где мылись блудницы, и псы лизали его кровь – по слову Господа, которое Он изрек.

Что же до прочих событий правления Ахава и того, что он сделал, включая дворец, построенный им и выложенный слоновой костью, и города, которые он укрепил, то разве не записано об этом в «Книге летописей царей Израиля»? Ахав упокоился со своими предками. Охозия, его сын, стал царем вместо него.

Иосафат – царь Иудеи

Иосафат, сын Асы, стал царем Иудеи на четвертом году правления Ахава, царя Израиля. Иосафату было тридцать пять лет, когда он стал царем, и правил он в Иерусалиме двадцать пять лет. Его мать звали Азува, дочь Шилхи. Он во всем ходил путями своего отца Асы и не уклонялся от них, делая то, что было правильным в глазах Господа. Но святилища на возвышенностях не были уничтожены, и народ продолжал приносить там жертвы и возжигать кадильные благовония. Еще Иосафат заключил мир с царем Израиля.

Что же до прочих событий правления Иосафата, того, чего он достиг, и его воинских подвигов, то разве не записаны они в «Книге летописей царей Иудеи»? Остаток храмовых блудников, которые еще были в стране в дни его отца Асы, он искоренил. В Эдоме не было царя, правил наместник. Иосафат построил флотилию таршишских кораблей, чтобы плавать в Офир за золотом, но они так и не отплыли, потому что разбились в родном порту Эцион-Гевер. В то время Охозия, сын Ахава, сказал Иосафату:

– Пусть мои люди плавают вместе с твоими.

Но Иосафат не захотел.

Иосафат упокоился со своими предками и был похоронен с ними в Городе Давида, своего предка. Иорам, его сын, стал царем вместо него.

Охозия – царь Израиля

Охозия, сын Ахава, стал царем Израиля в Самарии на семнадцатом году правления Иосафата, царя Иудеи, и правил Израилем два года. Он делал зло в глазах Господа, потому что ходил путями отца и матери, и путями Иеровоама, сына Навата, который склонил Израиль к греху. Он служил Баалу, поклонялся ему и вызывал гнев Господа, Бога Израиля, как и его отец.

a) 22:38 Или: «в Самарии, и омыли его оружие».

b) 22:38 См. 21:19.

Параллельные места