Третья книга Царств, описание

Третья и Четвертая книги царств изначально были написаны на одном свитке, но позже разделены на две части. Эти книги служат продолжением Первой и Второй книги царств и основываются на различных древних рукописях. Они были составлены или, по крайней мере, получили окончательную редакцию во время Вавилонского плена. Их главная цель – объяснить иудеям в рассеянии причину их бедственного положения: они наказаны Богом за непрестанное нарушение завета.

В первой части Третьей книги царств (гл. 1–12) описывается правление царя Соломона, построившего храм Господа в Иерусалиме. Соломон, сын Давида, был известен своей удивительной мудростью, политическими успехами, а также своим многоженством. Он женился на язычницах, а те, в свою очередь, подтолкнули его к падению и отвратили от Бога. Соломон стал приносить жертвы языческим богам (11:1-8). Вследствие этого греха страна после его смерти была поделена на две части. Сын Соломона Ровоам продолжал править над южным царством – Иудеей. А Иеровоам I возглавил северное царство – Израиль, углубив разделение установлением поклонения двум идолам-тельцам (гл. 12).

Дальше повествование дает подробное, параллельное описание истории обоих царств, в каждом из которых было по 20 правителей. Но в то время как на юге все цари происходили из одной династии, как и было обещано Давиду, и в общей сложности правили 345 лет, на севере за 210 лет друг друга сменили девять династий, а нестабильность и кровопролитие было обычным делом. Большинство царей не слушалось Закона Бога и поклонялось идолам; только о правлении царей-реформаторов Езекии и Иосии Библия не говорит ничего плохого (4 Цар. 18:3-6; 22:2).

Эти книги также рассказывают о разных пророках, которые в то время несли свое служение. Самыми известными из них были Илия и Елисей. Через пророков Бог постоянно напоминал народу о его обязанностях по отношению к завету и предупреждал их о грядущем наказании. Исполнение многих пророчеств можно увидеть уже в этом повествовании (напр., 3 Цар. 13:2; 4 Цар. 23:15-20), что показывает, как история развивается по воле Бога. В итоге оба царства были уничтожены, а народ уведен в плен: Израиль после падения его столицы Самарии от рук ассирийцев в 722 г. до н. э., а Иудея после захвата Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н. э. (4 Цар. 17:1-23; 25:1-21). Несмотря на все это, книга заканчивается оптимистично – освобождением Иехонии, предпоследнего иудейского царя, из темницы (4 Цар. 25:27-30).

Некоторые даты в этих книгах можно сопоставить с датами сохранившихся древних вавилонских записей и точно соотнести с современным календарем. Современной науке также удалось довольно точно установить даты правления царей.События, описанные в Третьей и Четвертой книгах царств, охватывают период времени от смерти царя Давида, приблизительно в 970 г. до н. э., до освобождения царя Иехонии в 561 г. до н. э.