Четвёртая книга Царств, глава 19

Пророчество Исаии о спасении Иерусалима

(Ис. 37:1-8)

Когда царь Езекия услышал это, он разорвал на себе одежду, надел рубище и пошел в дом Господа. Он послал распорядителя дворца Элиакима, писаря Шевну и старших священников, одетых в рубище, к пророку Исаии, сыну Амоца. Они сказали ему:

– Так говорит Езекия: «Сегодня день беды, наказания и бесчестия; словно дитя вот-вот должно родиться, а родить нет силы. Может быть, Господь, твой Бог, услышит все слова Рабсака, которого его господин, царь Ассирии, послал глумиться над живым Богом, и накажет его за слова, которые услышал Господь, твой Бог. Вознеси же молитву за тех, кто еще жив».

Когда приближенные царя Езекии пришли к Исаии, тот сказал им:

– Скажите своему господину: «Так говорит Господь: “Не бойся того, что ты слышал – тех слов, которыми оскорбляли Меня слуги царя Ассирии. Вот Я пошлю в него такой дух, что когда он услышит одну весть, то будет вынужден вернуться в свою страну. А там Я поражу его, и он падет от меча”».

Когда Рабсак услышал, что царь Ассирии оставил Лахиш, он вернулся и нашел царя осаждающим Ливну.

Новая угроза Синаххериба и молитва Езекии

(Ис. 37:9-20)

Синаххериб получил весть, что Тиргака, царь Куша, идет на него войной. Тогда он опять послал к Езекии послов, чтобы сказать:

– Скажите Езекии, царю Иудеи: «Не давай Богу, на Которого ты надеешься, обманывать тебя, когда Он говорит: “Иерусалим не будет отдан царю Ассирии”. Ты же слышал о том, что цари Ассирии сделали со всеми странами, предав их полному уничтожению. А разве ты уцелеешь? Разве боги народов, истребленных моими отцами, боги Гозана, Харрана, Рецефа и народа Едена, который был в Телассаре, спасли их? Где теперь царь Хамата, царь Арпада, цари городов Сепарваима, Ены или Иввы?»

Езекия получил письмо через послов и прочитал его. Тогда он пошел в дом Господа и развернул его перед Господом. Езекия молился Господу:

– О Господи, Бог Израиля, восседающий на херувимах, лишь Ты – Бог над всеми земными царствами. Ты создал небо и землю. Склони, Господи, ухо Свое и услышь; открой, Господи, глаза Свои и взгляни; услышь слова Синаххериба, которые он послал, чтобы глумиться над живым Богом. Правда, Господи, что ассирийские цари погубили эти народы и их страны, бросили их богов в огонь и уничтожили их, потому что то были не боги, а только дерево и камень, обработанные руками человека. Теперь, Господи, наш Бог, молю, избавь нас от его руки, чтобы все царства земные узнали, что только Ты, Господи, – Бог.

Пророчество Исаии о падении Синаххериба

(Ис. 37:21-35)

Исаия, сын Амоца, послал сказать Езекии:

– Так говорит Господь, Бог Израиля: «Я услышал твою молитву о Синаххерибе, царе Ассирии».

Вот слово, которое сказал о нем Господь:

– Девственная дочь Сиона,

презирает тебя, над тобой смеется.

Дочь Иерусалима

вслед тебе головой качает.

Ты над кем глумился, кого оскорблял?

На кого ты повысил голос

и глаза надменные поднял?

На Святого Израилева!

Через своих послов

ты глумился над Владыкой.

Ты сказал:

«Со множеством моих колесниц

я поднялся на горные вершины,

на дальние склоны Ливана.

Я срубил его высочайшие кедры,

его лучшие кипарисы.

Я достиг его самых отдаленных мест,

его наилучших лесов.

Я копал колодцы

и пил воду чужих земель.

Ступнями своих ног

я иссушил все реки Египта».

Разве ты не слышал?

Давно Я это определил,

в древние дни задумал.

Теперь Я это исполнил,

дав тебе превратить укрепленные города

в груды развалин.

Их жители обессилены,

испуганы, опозорены.

Они – как растения в поле,

как нежные зеленые побеги,

как трава, пробившаяся на крыше,

опаленная, прежде чем вырасти.

Но Я знаю, когда ты садишься,

когда выходишь и входишь,

и как ты гневаешься на Меня.

За твою ярость против Меня

и за твою надменность, что достигла Моих ушей,

Я продену в твой нос Мое кольцо,

и вложу в твой рот Мои удила,

и верну тебя назад той дорогой,

которой ты пришел.

Это будет тебе знамением, Езекия:

В этом году вы будете есть то, что вырастет само собой,

а в следующем году то, что вырастет из этого.

Но в третий год сейте и жните,

сажайте виноградники и ешьте их плоды.

Уцелевшие из дома Иуды опять пустят корни внизу

и принесут плод наверху.

Ведь из Иерусалима выйдет остаток,

и с горы Сион – уцелевшие.

Это совершит ревность Господа Сил.

Поэтому Господь говорит о царе Ассирии так:

– Он не войдет в этот город

и не пустит сюда стрелы.

Он не приступит к нему со щитом

и не насыплет против него осадного вала.

Он вернется той же дорогой, какой пришел,

он не войдет в этот город, –

возвещает Господь. –

Я защищу этот город и спасу его,

ради Себя и ради Давида, Моего слуги.

Поражение ассирийской армии

(2 Пар. 32:21; Ис. 37:36-38)

В ту же ночь Ангел Господень вышел и предал смерти в лагере ассирийцев сто восемьдесят пять тысяч человек. Когда на следующее утро люди проснулись, то увидели повсюду мертвые тела. Тогда Синаххериб, царь Ассирии, снял лагерь и ушел. Он возвратился домой и жил в Ниневии.

Однажды, когда он поклонялся в храме своего бога Нисроха, его сыновья Адрамелех и Сарецер поразили его мечом и бежали в араратскую землю. А Асархаддон, его сын, стал царем вместо него.

a) 19:9: Или: «Нубии».

b) 19:11: На языке оригинала стоит слово, которое говорит о полном уничтожении предметов или людей; это слово также употреблялось для обозначения неотменимого посвящения предметов или людей Господу.

c) 19:15: Херувим – один из высших ангельских чинов.

d) 19:21: Девственная дочь Сиона – олицетворение Иерусалима. Так же «дочь Иерусалима».