Второе послание к Тимофею, описание

Через несколько лет после написания Павлом своего первого послания Тимофею, он вновь оказался в заключении в Риме (2:8-9). Однако на этот раз ему уже не суждено было выйти на свободу, его вскоре казнили по приказу римского императора Нерона. Павел осознавал, что его жизнь подходит к концу (4:6-8), и поэтому написал второе послание Тимофею, ободряя его стоять твердо в истине и не стыдиться свидетельствования об Иисусе даже под угрозой гонений (1:8). Другая причина, по которой он пишет Тимофею, – это просьба навестить его вместе с Марком и принести ему плащ, чтобы спасаться от холода в римской темнице, и некоторые свитки, которые он оставил. Все, кроме Луки, покинули его, и он желал большего общения (4:9-15). Но несмотря ни на что, Павел был исполнен надежды, думая о Небесном Царстве и силе Господа, которая сохранит его до конца (4:18).

Тема этого послания – необходимость верности в жизни верующего, вне зависимости от того, какие гонения или лжеучения могут встретиться на жизненном пути. Павел перенес всевозможные страдания, но остался верен и теперь мог радоваться завершению своих трудов (4:6-7). Он призывает Тимофея и других к такой же верности, чтобы церкви продолжали держаться Радостной Вести и в дальнейших поколениях (2:1-2).

Павел на протяжении всего послания подчеркивает ту мысль, что «Все, кто хочет жить в согласии со своей верой в Иисуса Христа, будут преследуемы» (3:12), и призывает Тимофея принять надлежащие ему страдания «как добрый воин Иисуса Христа» (2:3). Павел напоминает ему о его благочестивом наследии (1:5); о той привилегии, которую он имел, будучи с детства научен Священному Писанию, способному дать мудрость, ведущую ко спасению (3:14-16); о благодати, которую Бог планировал дать ему еще до начала времен (1:9); о Радостной Вести, которую Павел возвещал (2:8-9); и о вечной награде, ожидающей всех, кто останется верным (2:11-12). В свете всего этого Тимофею не следовало стыдиться свидетельствования о Господе, но через силу Бога он должен был переносить все трудности ради Радостной Вести (1:8), точно и с усердием преподавать библейское учение и обличать лжеучителей (2:14-19, 24-26; 4:1-5), даже когда настанут тяжелые времена, и злодеи и мошенники будут умножаться (3:1-9, 13). Тимофей должен был избегать всяких порочных желаний и искушений и стремиться к благочестию во всех сферах своей жизни (2:20-22). Лишь таким образом он мог быть уверен в получении того же «венца праведности», который ожидал и Павла, и всех, кто с нетерпением ждет возвращения Иисуса (4:8).