Книга пророка Амоса, глава 1

Слова Амоса, одного из пастухов Текоа, – то, что он видел об Израиле за два года до землетрясения, когда Уззия был царем Иудеи, а Иеровоам, сын Иоаша, царем Израиля.

Он сказал:

– Прогремит Господь с Сиона

воскликнет Он громким голосом из Иерусалима,

и засохнут пастбища пастухов,

и завянет вершина Кармила.

Суд над соседями Израиля

Так говорит Господь:

– За три греха Дамаска

и за четыре не отвращу Мой гнев.

За то, что он молотил Галаад молотильными досками

с железными зубьями,

Я пошлю огонь на дом Хазаила,

и он пожрет крепости Венадада.

Я сокрушу ворота Дамаска;

погублю обитателей из долины Авен

и того, кто держит скипетр в Бет-Эдене.

Народ Арама пойдет в плен в Кир, –

говорит Господь.

Так говорит Господь:

– За три греха Газы

и за четыре не отвращу Мой гнев.

Потому что она брала в плен целые народы

и продавала их в Эдом.

Я пошлю огонь на стены Газы,

и он пожрет ее крепости.

Я погублю горожан Ашдода

и того, кто держит скипетр в Ашкелоне.

Я обращу Свою руку против Экрона,

пока не умрет последний из филистимлян, –

говорит Владыка Господь.

Так говорит Господь:

– За три греха Тира

и за четыре не отвращу Мой гнев.

За то, что он продавал в рабство Эдому

жителей целых поселений,

пренебрегая братским союзом.

Я пошлю огонь на стены Тира,

и он пожрет его крепости.

Так говорит Господь:

– За три греха Эдома

и за четыре не отвращу Мой гнев.

За то, что он преследовал своего брата мечом,

подавляя всякое сострадание,

что гнев его горел непрестанно,

и ярость его всегда пылала –

Я пошлю огонь на Теман,

и он пожрет крепости Боцры.

Так говорит Господь:

– За три греха Аммона

и за четыре не отвращу Мой гнев.

За то, что он вспарывал животы беременным женщинам в Галааде,

когда расширял свои границы,

Я зажгу огонь на стенах Раввы,

он пожрет ее крепости

среди криков войны в день брани,

среди вихрей свирепых в день бури.

Царь ее пойдет в плен

вместе со своими приближенными, –

говорит Господь.

a) 1:1 Текоа – небольшое селение приблизительно в 10–15 км южнее Иерусалима и в 10 км от Вифлеема.

b) 1:1 Уззия правил Иудеей в период с 791 г. по 739 г. до н. э., в то время как Иеровоам II правил Израилем в 793–753 гг. до н. э. Упомянутое землетрясение произошло в 760 г. до н. э.

c) 1:2 Или: «заплачут пастухи».

d) 1:3 Повторяющаяся конструкция «за три греха … и за четыре» является особым литературным приемом. По-видимому, она означает «преступление за преступлением», «народ грешит вновь и вновь».

e) 1:4 Хазаил – царь Дамаска (ок. 842–796 гг. до н. э.). Основал династию в Араме, как это предсказывал Елисей (см. 4 Цар. 8:7-15).

f) 1:4 По крайней мере два царя Арама носили имя Венадад.

g) 1:5 Или: «царя».

h) 1:5 Авен – это название означает «долина зла».

i) 1:5 Бет-Эден значит «дом удовольствия».

j) 1:6 Эдом – потомки брата Иакова (см. Быт. 25:25, 30), тем не менее они получали из филистимской земли израильтян в качестве рабов. За участие в этом преступлении Газе, представляющей в данном случае всю филистимскую землю, выносится приговор.

k) 1:9 Царь Соломон и царь Тира Хирам в свое время заключили дружеское соглашение и установили прочные торговые связи (см. 3 Цар. 5:1-12).

l) 1:11 Эдомитяне были потомками Исава, а израильтяне потомками Иакова, которые были братьями друг другу (см. Быт. 35:22-26; 36:9-19). Об атаках Эдома на Израиль и Иудею см. Чис. 20:14-21; 2 Пар. 28:17; Авд. 10-14.

m) 1:11 Или: « … мечом и союзников его уничтожил».

n) 1:13 Целью таких преступлений, по-видимому, было уничтожение потомков этих народов, которые могли попытаться вернуть себе свою страну.