Книга пророка Даниила, глава 11

В первый год власти Дария Мидянина я стал ему поддержкой и защитой.)

Цари севера и юга

– Итак, я скажу тебе истину: в Персии появятся еще три царя, а потом – четвертый, который будет гораздо богаче всех прочих. Получив власть через богатство, он поднимет всех против Греческого царства. Тогда появится могучий царь, который будет править с великой властью и делать, что пожелает. Но когда он еще будет набирать силу, его империя будет разрушена и разделена по четырем сторонам света. Она не перейдет к его потомкам и не будет управляться властью, подобной его власти, потому что она будет с корнем вырвана для других.

Противостояние Селевкидов (север) и Птолемеев (юг)

– Южный царь станет очень силен, но один из его военачальников станет сильнее его и будет править своим царством с великой силой. Через несколько лет они станут союзниками. Дочь южного царя пойдет за северного царя, чтобы скрепить союз, но она не удержит власти, и его потомство не продолжится. Она будет предана вместе со свитой, ребенком и тем, кто ее поддерживал.

В те дни ветвь от ее корня явится, чтобы занять ее место. Он пойдет против войска северного царя и войдет в его крепость; он будет воевать с ними и одержит победу. Он даже захватит их богов, изваяния из металла и дорогие вещи из серебра и золота и увезет их в Египет. На несколько лет он оставит северного царя в покое. Тогда северный царь вторгнется в державу южного царя, но возвратится в свою страну. Его сыновья станут готовиться к войне и собирать огромное войско, которое помчится, подобно наводнению, и принесет битву к самой его крепости.

Тогда южный царь в гневе выступит и сразится с северным царем, набравшим большое войско, которое, однако, будет разбито. Когда войско будет уведено, южный царь возгордится и убьет многие тысячи, но не достигнет победы. Северный царь соберет другое войско, больше первого, и через несколько лет выступит с огромным войском, полностью снаряженным.

В те времена многие восстанут против южного царя. Неистовые из твоего собственного народа восстанут во исполнение видения, но безуспешно. Тогда северный царь придет, насыплет осадный вал и возьмет укрепленный город. Силы юга не смогут противиться; даже у лучших их воинов не будет силы, чтобы устоять. Завоеватель будет действовать, как пожелает; никто не сможет ему противостоять. Он укрепится в Прекрасной стране, и вся она будет в его власти. Он решит войти с силами всего царства, изложить условия мира и исполнить их. Чтобы погубить царство своего врага, он отдаст ему в жены свою дочь, но этот замысел не исполнится, и это не принесет ему пользы. Тогда он обратит взгляд на прибрежные области и захватит многие из них, но некий военачальник положит конец его дерзости; истинно, он обратит его дерзость против него же. Тогда он повернет к крепостям своей страны, но споткнется, падет, и его не станет.

Его преемник пошлет сборщика налогов, чтобы поддержать величие царства. Но пройдет немного времени и он погибнет – не от гнева и не в битве.

Антиох IV Епифан – враг народа Божьего

– На его место явится презренный человек, не облеченный царским величием. Он придет без предупреждения и овладеет царством через козни. Перед ним будет сметено неисчислимое войско; оно будет погублено вместе с вождем завета. Заключив с ним союз, он станет действовать обманом и лишь с немногими людьми придет к власти. Он без предупреждения вторгнется в богатейшие части провинции и сделает то, чего не делали ни его отцы, ни праотцы. Он распределит награбленное, добычу и богатство среди своих сторонников. Он будет замышлять, как ниспровергнуть крепости, но лишь до времени.

С большим войском он соберет свои силы и смело выступит против южного царя. Южный царь будет вести войну с большим и очень сильным войском, но не сможет устоять из-за заговоров, составленных против него. Даже те, кто едят царскую пищу, станут пытаться его погубить; его войско будет сметено, и многие падут в сражении. Оба царя, держа в сердцах зло, сядут за один стол и будут лгать друг другу, но успеха не будет, потому что конец придет лишь в определенное время. Северный царь вернется в свою страну с великим богатством, но сердце его будет настроено против святого завета>. Он будет действовать против него, а после вернется в свою страну.

В определенное время он снова вторгнется в земли юга, но на этот раз исход будет иным, нежели прежде. Ему преградят путь корабли с западных побережий, и он падет духом. Он повернет назад и изольет свою ярость на святой завет. Он возвратится и будет благосклонен к тем, кто отступил от святого завета.

Посланные им воины займут и осквернят храм и крепость. Они отменят ежедневную жертву и поставят опустошающую мерзость. Лестью он соблазнит тех, кто нарушил завет, но люди, которые знают своего Бога, будут ему твердо противостоять.

Мудрые среди народа наставят многих, хотя некоторое время их будут губить мечом, сжигать, брать в плен и грабить. При этом они получат небольшую помощь, но многие присоединятся к ним неискренне. Некоторые из мудрых споткнутся, чтобы пройти испытание, очиститься и убелиться, прежде чем наступит конец, потому что до его прихода еще будет оставаться определенное время.

Надменный царь – враг Бога

– Царь будет делать, что пожелает. Он превознесет себя выше всякого бога и будет говорить неслыханные вещи против Бога богов. Он будет преуспевать, пока не завершатся времена гнева, потому что должно произойти предопределенное. Он не будет признавать ни богов своих отцов, ни того, который желанен женщинам…; он не будет признавать никакого бога, но вознесет над всеми ими самого себя. Вместо них он будет чтить бога крепостей; бога, неизвестного его отцам, он будет чествовать золотом и серебром, драгоценными камнями и дорогими дарами. Он нападет на самые сильные крепости с помощью чужого бога. Он умножит богатства тех, кто признает его, и назначит их правителями над многими, и будет делить землю за плату.

В конце времен на него нападет южный царь. Но северный царь обрушится на него как ураган, с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями. Он вторгнется во многие страны и промчится через них, подобно наводнению. Он вторгнется и в Прекрасную страну. Многие страны падут, но Эдом, Моав и вожди Аммона будут избавлены от его руки. Он прострет свою власть на многие страны; не спасется и Египет. Он овладеет золотыми и серебряными сокровищами и всеми богатствами Египта, и покоренные ливийцы с кушитами пойдут за ним. Но известия с востока и севера встревожат его, и он выйдет в страшном гневе истреблять и губить многих. Он разобьет свои царские шатры между морем и прекрасной святой горой. Но он придет к своему концу, и никто ему не поможет.

a) 11:2-35 В этом отрывке содержатся пророчества о событиях в Персидском и Македонском империях, в царствах Птолемеев и Селевкидов. А также здесь говорится об отношениях между этими государствами в период с V века до н. э. по II век до н. э. События, описанные в стихах 36-45, повествуют о последних днях.

b) 11:2 Три царя – это Камбиз (530–522 гг. до н. э.), Лжесмердиз (522 г. до н. э.) и Дарий I Великий (Гистасп) (522–486 гг. до н. э.); четвертый – Ксеркс I (486–465 гг. до н. э.).

c) 11:3 Это Александр Македонский (Великий) (336–323 гг. до н. э.).

d) 11:4 Империя Александра была разделена между его полководцами. Селевк получил Сирию и Месопотамию, Птолемей – Египет, Лисимах – Фракию и части Малой Азии, Кассандр – Македонию и Грецию.

e) 11:5 Это Птолемей I Сотер (323–285 гг. до н. э.).

f) 11:5 Это Селевк I Никатор (311–280 гг. до н. э.).

g) 11:6 Птолемей II Филадельф (285–246 гг. до н. э.) выдал свою дочь Беренику замуж за Антиоха II Теоса (261–246 гг. до н. э.), отдав в качестве приданного и Израиль.

h) 11:6 Или: «отцом».

i) 11:6 Лаодика, бывшая жена Антиоха II, приказала убить Беренику вместе с ее малолетним сыном, после чего отравила самого Антиоха и возвела на престол их сына – Селевка II Каллиника. Отец Береники умер примерно в то же время.

j) 11:7 Это Птолемей III Евергет (Благодетель) (246–221 гг. до н. э.), брат Береники.

k) 11:7 Это Селевк II Каллиник (246–226 гг. до н. э.).

l) 11:10 Это Селевк III Керавн (226–223 гг. до н. э.) и Антиох III Великий (223–187 гг. до н. э.).

m) 11:11 Это Птолемей IV Филопатор (221–203 гг. до н. э.). Он сражался с Антиохом III Великим.

n) 11:11-12 В 217 г. до н. э. произошло сражение между сирийской и египетской армиями при городе Рафии, который находился в районе современного города Газа. Сирийцы проиграли битву, потеряв 10 000 убитыми и 4 000 пленными.

o) 11:14 Это Птолемей V Епифан (203–181 гг. до н. э.).

p) 11:14 К Антиоху III присоединилось и немало евреев в ложной надежде добиться независимости и от Египта, и от Сирии.

q) 11:16 К 199 году до н. э. Антиох III полностью укрепился в Израиле.

r) 11:17 Или: «ее».

s) 11:17 Антиох III выдал свою дочь Клеопатру I замуж за Птолемея V Епифана в 194 г. до н. э., но Клеопатра неожиданно встала на сторону своего малолетнего мужа.

t) 11:18 Это консул Луций Корнелий Сципион Азиатский, римский полководец, который нанес Антиоху III сокрушительное поражение в Магнезии в 190 г. до н. э.

u) 11:20 Это Селевк IV Филопатор (187–175 гг. до н. э.), сын Антиоха III.

v) 11:20 Это Илиодор, казначей Селевка IV, которого он позже отравил.

w) 11:20 Или: «чтобы пройти по царству славы»; или: «чтобы обобрать славу царства (Иерусалимский храм)».

x) 11:21 Это Антиох IV Епифан (Прославленный), получивший прозвище Епиман («безумец») (175–164 гг. до н. э.). Он с помощью интриг завладел престолом, воспользовавшись тем, что его племянник Дмитрий, законный наследник, находился в это время в Риме.

y) 11:22 Это египетское войско, которое вела Клеопатра, сестра Антиоха IV, с целью посадить на престол северного царства своего малолетнего сына Птолемея VI Филометора.

z) 11:22 Это, предположительно, первосвященник Оний III, которого Антиох Епифан низложил.

aa) 11:24 Или: «к богатейшим людям».

ab) 11:25 Это Птолемей VI Филометор (181–146 гг. до н. э.).

ac) 11:28 169 г. до н. э.

ad) 11:28 В 169 г. до н. э. Антиох IV убил многих евреев и разграбил Иерусалимский храм.

ae) 11:30 Букв.: «корабли Киттим».

af) 11:30 Это были римские войска под предводительством сенатора Попилия Лена.

ag) 11:31 В 168 г. до н. э. Антиох Епифан осквернил храм в Иерусалиме, установив там статую Зевса и принеся ему в жертву свинью. См. также 9:27 со сноской.

ah) 11:34 Это еврейское восстание против Антиоха IV под руководством Маккавеев, Маттафии и его сына Иуды.

ai) 11:35 Здесь заканчивается история Антиоха IV Епифана. Дальше пророку Даниилу открывается далекое будущее: образ Антиоха IV сливается с образом антихриста, который должен появиться в конце времен (см. 1 Ин. 2:18; 2 Фес. 2:3-4; Отк. 13:5-8).

aj) 11:36 См. 2 Фес. 2:4

ak) 11:37 Букв.: «ни желания женщин». Возможно это бог Таммуз (Адонис) (ср. Иез. 8:14), по другому толкованию, здесь речь может идти о Христе (в Израиле каждая женщина мечтала стать Его матерью). Существуют и другие толкования.

al) 11:39 Или: «в награду».

am) 11:43 Или: «нубийцами»; или: «эфиопами».