Вторая книга Моисеева. Исход, глава 4

Возражения Моисея

Моисей ответил:

– А если они не поверят мне, не послушаются и скажут: «Господь не являлся тебе»?

Тогда Господь сказал:

– Что у тебя в руке?

– Посох,– ответил он.

Господь сказал:

– Брось его на землю.

Когда Моисей бросил его на землю, тот превратился в змею, и Моисей отбежал от нее.Тогда Господь сказал ему:

– Протяни руку и возьми ее за хвост.

Моисей протянул руку, схватил змею, и она превратилась у него в руке в посох.

Господь сказал:

– Это для того, чтобы они поверили, что Господь, Бог их отцов, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, явился тебе.

Затем Господь сказал:

– Положи руку за пазуху.

Моисей положил руку за пазуху, а когда вытащил, она была белой от проказы, как снег.

– Теперь опять положи ее за пазуху, – сказал Он.

Моисей опять положил руку за пазуху, и когда вытащил, она снова стала чистой, как остальное тело.

Господь сказал:

– Если они не поверят тебе и первое знамение их не убедит, они поверят второму.А если не поверят двум знамениям и не послушают тебя, зачерпни воды из Нила и вылей на землю, и эта вода превратится в кровь.

Моисей сказал Господу:

– О Владыка, я не был красноречивым раньше и не стал им теперь, когда Ты заговорил со Своим слугой. Я говорю медленно и невнятно.

Господь сказал ему:

– Кто дал человеку язык? Кто делает его глухим или немым? Кто дает зрение или делает его слепым? Разве не Я, Господь?Итак, ступай; Я помогу тебе говорить и научу, что сказать.

Но Моисей ответил:

– О Владыка, прошу, пошли кого-нибудь другого.

Господь разгневался на Моисея и сказал:

– А твой брат, левит Аарон? Я знаю, он говорит хорошо. Он уже вышел, чтобы тебя встретить, и обрадуется, увидев тебя.Ты можешь говорить с ним и вкладывать слова в его уста. Я помогу вам обоим говорить и научу вас, что делать.Он будет говорить народу твои слова, как если бы пророк говорил слова Бога.Возьми с собой этот посох: ты будешь творить им знамения.

Моисей возвращается в Египет

Моисей вернулся к своему тестю Иофору и сказал ему:

– Позволь мне вернуться к родственникам в Египет – посмотреть, живы ли они еще.

Иофор сказал:

– Иди с миром.

Господь сказал Моисею в Мадиане:

– Вернись в Египет: те, кто хотел убить тебя, умерли.

Моисей взял жену и сыновей, посадил их на осла и пустился в обратный путь в Египет, неся с собой Божий посох.

Господь сказал Моисею:

– Когда ты вернешься в Египет, смотри, соверши перед фараоном чудеса, для которых Я дал тебе силу. А Я сделаю его сердце упрямым, и он не отпустит народ.Тогда скажи фараону: «Так говорит Господь: Израиль – Мой сын, Мой первенец.Я сказал тебе: “Отпусти Моего сына поклониться Мне”. Ты не отпустил его, и теперь Я убью твоего сына-первенца».

В пути, на ночлеге, Господь встретил Моисея и собирался убить его.Но Циппора взяла острый каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына и коснулась ею ног Моисея.

– Ты жених крови для меня, – сказала она.

Тогда Господь отступил от него. («Жених крови» – так она говорила про обрезание.)

Господь сказал Аарону:

– Иди в пустыню встречать Моисея.

Он пошел, встретил Моисея у Божьей горы и поцеловал его.Моисей рассказал Аарону обо всем, с чем послал его Господь, и о всех знамениях, которые Он велел ему сотворить.Моисей и Аарон собрали израильских старейшин,и Аарон пересказал им все, что сказал Моисею Господь. Моисей сотворил перед людьми знамения,и они поверили. Услышав, что Господь позаботился о них и увидел их беду, они склонились и восславили Его.

4:6: Еврейское слово означает несколько кожных болезней, его точное значение неясно.

4:24: Букв.: «его». Речь может идти о сыне Моисея.

4:24: Возможно, это случилось потому, что Моисей не сделал сыну обрезание даже после того, как Господь призвал его вести израильский народ. Обрезание было символом завета между Господом и Авраамом и его потомками, народом Израиля (см. Быт. 17:9-14). Бог предпринял такой серьезный шаг, готовясь убить Моисея, потому что для Него было важно послушание израильтян Его повелениям (см. 1 Цар. 15:22-23).

4:25: Букв.: «его ног», поэтому не совсем ясно, чьих ног она коснулась, мужа или сына. Слово «ноги» в этом контексте, возможно, является эвфемизмом для обозначения половых органов.

4:25: Букв.: «жених крови из-за обрезания». То же в ст. 26.

4:30: Букв.: «Господь, и сотворил».