Послание к Евреям, глава 7

Священник Мелхиседек выше Авраама и всех иудейских священников

Этот Мелхиседек был царем Салима и священником Всевышнего Бога. Он встретил Авраама, возвращавшегося со сражения после победы над царями, и благословил его.Авраам отдал ему десятую часть всего, что у него было. Само его имя Мелхиседек означает «царь праведности», а его титул «царь Салима» означает «царь, несущий мир».Нигде не написано ни о его отце, ни о матери, ни о других его предках, ни о начале, ни о конце его жизни, но он, уподобленный Сыну Божьему, остается священником вовеки.

Смотрите, насколько он был велик! Даже наш праотец Авраам дал ему десятую часть захваченного на войне.В Законе имеется повеление, согласно которому члены рода Левия, ставшие священниками, собирают с народа, то есть со своих братьев, десятую часть их дохода, хотя и они потомки Авраама.Но Мелхиседек, будучи священником не из рода Левия, принял десятую часть добычи Авраама и благословил его, того, кто уже имел обещания Божьи.Благословляет всегда тот, кто стоит выше благословляемого (это правило не имеет исключений).Десятую часть доходов принимают обычно смертные люди, но о Мелхиседеке засвидетельствовано, что он жив.В каком-то смысле и сам Левий, получающий десятины, через Авраама дал десятую часть доходов Мелхиседеку,потому что, когда Мелхиседек встретил Авраама, Левий, еще не рожденный, был в чреслах Авраама.

Мелхиседек – прообраз Иисуса Христа

Если бы совершенство достигалось через священство левитов (а оно было существенной частью Закона, который был дан народу), то разве была бы нужда в другом священнике – по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона?Когда происходит перемена священства, одновременно должна произойти и перемена Закона.Тот же, о Ком мы сейчас говорим, принадлежал к роду, из которого никто и никогда не служил у жертвенника.Ведь известно, что наш Господь был из рода Иуды, а Моисей не сказал ничего о священниках из этого рода.Нам становится еще яснее, что Закон изменился, когда появляется другой священник – по подобию Мелхиседека.Он стал священником не по Закону, который требовал принадлежности к определенному роду, а по силе, которая заложена в вечной жизни.Ведь Писание свидетельствует:

«Ты – священник навеки

по чину Мелхиседека».

Итак, прежнее повеление отменено, потому что оно оказалось слабым и бесполезным(Закон вообще ничего не сделал совершенным), и дается надежда на нечто лучшее, благодаря которой мы приближаемся к Богу.

Примечательно, что это подтверждено клятвой Бога. Другие священники получали свое служение без всякой клятвы,но Христос стал священником по клятве Того, Кто сказал Ему:

«Поклялся Господь и не откажется:

Ты – священник навеки».

Таким образом, Иисус стал поручителем гораздо лучшего завета.

Тех священников было много, одни умирали, и на смену им приходили другие,а Иисус жив вечно, и Его священство тоже вечно.Поэтому Он в силах полностью спасать тех, кто благодаря Ему приходит к Богу. Он всегда жив и всегда ходатайствует за них.

Именно такой Первосвященник и был нам необходим: святой, непорочный, чистый, отделенный от грешников и находящийся превыше небес.Ему нет необходимости приносить жертвы каждый день, как это делают другие первосвященники, принося вначале жертвы за свои грехи, а потом за грехи народа. Он сделал это за всех раз и навсегда, когда отдал в жертву Самого Себя.По Закону первосвященниками назначаются обыкновенные слабые люди, а согласно клятве, данной уже после Закона, был назначен Сын, полностью и навеки приготовленный к этому.

7:1-3: См. Быт. 14:17-20.

7:5: Левий – родоначальник священнического рода левитов, был одним из двенадцати сыновей Иакова, внука Авраама.

7:5: См. Чис. 18:21, 26.

7:10: Чресла – бедра, поясница, низ живота.

7:17: См. Пс. 109:4.

7:21: См. Пс. 109:4.

7:25: Полностью – или «навсегда».