Книга пророка Исаии, глава 7

Знамение Еммануила

Когда Ахаз, сын Иотама, внук Уззии, был царем Иудеи, Рецин, царь Арама, и Пеках, сын Ремалии, царя Израиля, пошли войной на Иерусалим, но не смогли его одолеть.

Дому Давида возвестили: «Арам вступил в союз с Ефремом», и сердца у Ахаза и у его народа затрепетали, как деревья в лесу трепещут от ветра.

Господь сказал Исаии:

– Выйди навстречу Ахазу со своим сыном Шеар-Иашувом к концу водопровода Верхнего пруда, на дорогу к Сукновальному полю. Скажи ему: «Смотри, будь спокоен, не бойся. Не падай духом из-за двух концов этих тлеющих головней – из-за неистового гнева Рецина с Арамом и из-за сына Ремалии. Арам, Ефрем и сын Ремалии замышляют против тебя зло, говоря: „Пойдем на Иудею и запугаем ее, завоюем ее и поставим в ней царем сына Тавеела“. Но так говорит Владыка Господь:

Это не сбудется,

этого не случится,

ведь глава Арама – Дамаск,

а глава Дамаска – Рецин.

Через шестьдесят пять лет

Ефрем будет рассеян и перестанет быть народом.

Глава Ефрема – Самария,

а глава Самарии – сын Ремалии.

Если не будете твердо стоять в своей вере,

не устоите вовсе».

И снова Господь сказал Ахазу:

– Проси у Господа, своего Бога, знамения, все равно – в глубинах мира мертвых или на высотах небес.

Но Ахаз сказал:

– Я не стану просить, не буду испытывать Господа.

Тогда Исаия сказал:

– Слушайте, дом Давида! Разве не довольно вам испытывать человеческое терпение? Вы хотите испытать и терпение моего Бога? Итак, Владыка Сам даст вам знамение: вот, дева забеременеет и родит Сына, и назовет Его Еммануил. Он будет питаться творогом и медом, пока не научится отвергать злое и избирать доброе. Но прежде чем мальчик научится отвергать злое и избирать доброе, земли двух царей, от которых ты в ужасе, будут опустошены. Но Господь наведет на тебя, на твой народ и на дом твоего отца такие дни, каких не бывало с тех пор, как Ефрем отделился от Иуды, – Он наведет царя Ассирии.

В тот день Господь свистнет мухе, что у истоков рек Египта, и пчеле, что в ассирийской земле. Они прилетят и опустятся в крутые ущелья и в расщелины скал, на все колючие кусты и на все пастбища.

В тот день Владыка обреет ваши головы, волосы на ногах и отрежет бороды бритвой, нанятой по ту сторону Евфрата, – царем Ассирии.

В тот день если кто сможет оставить в живых молодую корову и двух овец, то по изобилию молока, которое они станут давать, он будет есть творог. Все, кто останется в стране, будут есть творог и мед.

В тот день там, где некогда росла тысяча виноградных лоз стоимостью в тысячу серебряных шекелей, будут лишь терновник и колючки. Люди будут ходить туда с луком и стрелами, потому что земля будет покрыта терновником и колючками.

Что же до холмов, которые некогда возделывали мотыгой, то вы больше не пойдете туда, боясь терновника и колючек. Туда будут выгонять крупный скот, и мелкий скот будет топтать их.

a) 7:2 Или: «разбил стан на земле Ефрема».

b) 7:2 Букв.: «его сердце».

c) 7:3 Шеар-Иашув – это имя означает «остаток вернется».

d) 7:11 Мира мертвых – евр.: «шаала». Это слово может означать «в мире мертвых» и «проси».

e) 7:14 Имя Еммануил (евр.: «Имману Эль») означает «с нами Бог». Эти слова являются пророчеством о рождении Иисуса Христа (см. Мат. 1:22-25).

f) 7:17 См. 3 Цар. 12:1-20.

g) 7:20 В древние времена военнопленному сбривали волосы для того, чтобы сделать его объектом всеобщего поругания, унижения и осуждения.

h) 7:23 Около 11,5 кг.