Книга пророка Исаии, описание

Пророк Исаия начал пророчествовать в 740 г. до н. э. (год смерти иудейского царя Уззии) и продолжал свое служение в царствование Иотама, Ахаза, Езекии и, возможно, даже Манассии, правившего в 698–643 гг. до н. э. Исаия был современником таких пророков, как Амос, Осия и Михей, и служил, преимущественно, в Иерусалиме, где он был вхож в царский дворец.

Первая часть книги (гл. 1–39) содержит пророчества, касающиеся ассирийской угрозы для Израиля и Иудеи, и говорит о событиях, которые исполнились еще при жизни Исаии. С середины VIII в. до. н. э. Ассирия все больше расширяла свои владения. Около 733 г. до н. э. расположенные к северу от Иудеи царства Арама и Израиля заключили союз против Ассирии и путем военной угрозы пытались вовлечь в него и Иудею. Царь Ахаз не стал полагаться на Бога, к чему призывал его Исаия (напр., 7:1-9), и решил поскорее обратиться к Ассирии за помощью и защитой от северных соседей, а также от южных народов, идумеян и филистимлян (см. 4 Цар. 16:5-9; 2 Пар. 28:16-21). Таким образом Иудея попала в подчинение к Ассирии и в дальнейшем не смогла восстановить свою независимость.

Другой кризис возник во время правления царя Езекии, когда Ассирия уже завоевала Арам и Израиль, и ее войска повернули против Иудеи и осадили Иерусалим в 701 г. до н. э. (гл. 36–37). Исаия в этой ситуации пророчествовал о великой победе над ассирийцами (37:33-35), которую Бог и совершил в ответ на молитву праведного царя (37:14-20, 36-38). Но так как, в глазах Бога, мера беззаконий Иудеи была переполнена, Исаия позже был вынужден объявить о ее грядущем пленении Вавилоном (гл. 39).

Вторая часть книги Исаии (гл. 40–66) написана в другом стиле. Она говорит об участи пленных иудеев в Вавилоне и содержит утешительные для них пророчества, которые утверждают неизменную милость Бога и обещают спасение в будущем.

Важная тема в книге Исаии – святость Бога, которая побуждает Его строго осуждать и наказывать грех, но также и спасать Свой народ во исполнение Своих обещаний (6:1-7; 8:12-15; 29:23). Эта книга чаще всех цитируется в Новом Завете, так как в ней находится множество предсказаний о приходе Христа. Он здесь назван Ветвью Господа и Побегом от корня Иессея (т. е. отца Давида; 4:2 и гл. 11), а также Слугой, Который пострадает за грехи всех людей (52:13–53:12).

Интересно отметить, что книга Исаии представляет собой как бы Библию в миниатюре: она состоит из 66 глав, из которых первые 39 говорят о неизбежности суда, а 27 – о Христе, спасении и грядущих благословениях. Также и Библия состоит из 66 книг, 39 из которых говорят о Законе и судах Бога, а 27 – об Иисусе Христе, благодати Бога и спасении для всех народов.

В этой книге Израиль часто назван Ефремом, потому что это был наиболее влиятельный род в Израиле.