Книга Судей Израилевых, глава 7

Еруббаал (он же Гедеон) и все его люди встали рано утром и расположились лагерем у источника Харод. Лагерь мадианитян находился к северу от них, в долине, рядом с холмом Море. Господь сказал Гедеону:

– Воинов с тобой слишком много. Я не стану отдавать мадианитян в их руки. Чтобы Израиль не мог гордиться предо Мной, будто его спасла его собственная сила, объяви воинам: «Всякий, кто боится и трепещет, пусть уходит домой и оставит гору Галаад».

Двадцать две тысячи человек ушло, а десять тысяч осталось.

Господь сказал Гедеону:

– Воинов все еще слишком много. Отведи их к воде, и там Я испытаю их для тебя. О ком Я скажу тебе: «Этот пойдет с тобой», тот пойдет; а о ком скажу: «Этот с тобой не пойдет», тот не пойдет.

Гедеон отвел воинов к воде. Там Господь сказал ему:

– Отдели тех, кто лакает воду языком, как собака, от тех, кто встал на колени, чтобы пить.

Триста воинов лакали воду языком, поднося воду ко рту руками, а все остальные, чтобы напиться, встали на колени.

Господь сказал Гедеону:

– Тремя сотнями воинов, которые лакали, Я спасу вас и отдам мадианитян в ваши руки. Все остальные пусть идут домой.

Гедеон отпустил всех остальных израильтян по шатрам, но оставил триста воинов, которым достались запасы пищи и боевые рога ушедших.

А лагерь мадианитян находился внизу, в долине. В ту же ночь Господь сказал Гедеону:

– Встань, напади на лагерь, потому что Я отдам его в твои руки. Если ты боишься напасть, спустись к лагерю вместе со своим слугою Фурой и послушай, что они говорят. Это придаст тебе смелости.

Тогда он и его слуга Фура спустились к сторожевым заставам лагеря. Мадианитяне, амаликитяне и другие восточные народы наводнили долину, словно саранча. Их верблюдов было так много, как песчинок на морском берегу.

Когда Гедеон пришел, один человек рассказывал другу свой сон:

– Мне снился, – говорил он, – круглый ячменный хлеб, который катился в мадианский лагерь. Прикатившись к шатру, он ударил в него так, что шатер опрокинулся и рухнул.

Его друг ответил:

– Это не что иное, как меч израильтянина Гедеона, сына Иоаша. Бог отдал мадианитян и весь лагерь в его руки.

Когда Гедеон услышал сон и его толкование, он поклонился Богу. Он возвратился в израильский лагерь и сказал:

– Вставайте! Господь отдал в наши руки лагерь мадианитян.

Разделив триста воинов на три отряда, он дал всем им в руки рога и пустые сосуды с факелами внутри.

– Смотрите на меня, – сказал он им, – и делайте, как я. Когда я доберусь до края лагеря, делайте то же, что и я. Когда я и все, кто со мною, затрубим в наши рога, тогда и вы со всех сторон лагеря трубите в свои и кричите: «За Господа и за Гедеона!».

Гедеон и с ним сто воинов добрались до края лагеря в начале средней стражи, сразу же после того, как сменили часовых. Они затрубили в рога и разбили кувшины, которые были у них в руках. Тогда все три отряда затрубили в рога и разбили кувшины. Держа в левой руке факелы, а в правой рога, в которые они трубили, они закричали:

– Меч за Господа и за Гедеона!

Каждый человек стоял на своем месте вокруг лагеря, а все мадианитяне метались, крича на бегу.

Когда затрубили триста рогов, Господь сделал так, что все, кто был в лагере, обратили свои мечи друг на друга. Войско бежало до самой Бет-Шитты к Церере, до самой границы Авел-Мехолы близ Таббата. Израильтяне из родов Неффалима, Асира и из всего рода Манассии погнались за мадианитянами. Гедеон послал вестников по всем нагорьям Ефрема:

– Спускайтесь с гор навстречу мадианитянам и захватите прежде них переправы через реки до самой Бет-Вары, а также через Иордан.

Все ефремиты собрались и захватили переправы через Иордан и через реки до самой Бет-Вары. Еще они пленили двух мадианских вождей, Орива и Зива. Они убили Орива у скалы Орива, а Зива в давильне Зива, когда преследовали мадианитян. Головы Орива и Зива они принесли Гедеону, который находился у Иордана.

7:19 В ветхозаветный период ночь, согласно военному обычаю, делилась на три отрезка времени, называемых стражами. Первая, вечерняя стража, длилась примерно с 18 до 22 часов; средняя, или ночная стража, – с 22 до 2 часов; и третья, утренняя, – с 2 до 6 часов утра. В эпоху Нового Завета было принято греко-римское деление ночи на четыре стражи: вечер (с 18 до 21 час.), полночь (с 21 до 24 час.), пение петухов (с 24 до 3 час.) и утро (с 3 до 6 час.).