От Иоанна святое благовествование, глава 1

Слово становится Человеком

В начале было Слово,

и Слово было с Богом,

и Слово было Богом.

Оно было в начале у Бога.

Все, что существует,

было сотворено через Него,

и без Него ничто из того, что есть,

не начало существовать.

В Нем заключена жизнь,

и эта жизнь – Свет человечеству.

Свет светит во тьме,

и тьма не поглотила Его.

Богом был послан человек по имени Иоанн.Он пришел как свидетель, свидетельствовать о Свете, чтобы благодаря ему все поверили в Этот Свет.Сам он не был Светом, но пришел, чтобы свидетельствовать о Свете.

Был истинный Свет,

Который просвещает каждого человека,

приходящего в мир.

Он был в мире, который через Него был создан,

но мир не узнал Его.

Он пришел к Своим,

но Свои не приняли Его.

Но всем тем, кто Его принял

и кто поверил в Его имя,

Он дал власть стать детьми Божьими –

детьми, рожденными не от крови,

не от желаний или намерений человека,

а рожденными от Бога.

Слово стало Человеком

и жило среди нас.

Мы видели Его славу,

славу, которой наделен единственный Сын Отца,

полный благодати и истины.

Иоанн свидетельствовал о Нем, провозглашая:

– Это Тот, о Ком я говорил: «Идущий за мной – выше меня, потому что Он существовал еще до меня».

По Его безграничной благодати

мы все получили одно благословение за другим.

Ведь через Моисея был дан Закон,

а благодать и истина пришли через Иисуса Христа.

Бога никто никогда не видел,

Его явил нам единственный Сын Его,

пребывающий у самого сердца Отца,

и Который Сам – Бог.

Иоанн Креститель объявляет о цели своего служения

(Мат. 3:1-12; Мк. 1:2-8; Лк. 3:1)

И вот свидетельство Иоанна. Когда предводители иудеев послали к Иоанну священников и левитов, чтобы спросить его, кто он такой,он сказал им прямо, не скрывая:

– Я не Христос.

Они спросили его:

– Тогда кто же ты? Илия?

Он ответил:

– Нет.

– Так ты Пророк?

– Нет, – отвечал Иоанн.

– Кто же ты? – спросили они тогда. – Скажи, чтобы мы смогли передать твой ответ тем, кто нас послал. Что ты сам скажешь о себе?

Иоанн ответил им словами пророка Исаии:

– «Я голос, который раздается в пустыне: выпрямите путь для Господа».

А посланные были фарисеями.Они допытывались:

– Если ты не Христос, не Илия и не Пророк, то почему ты крестишь?

Иоанн ответил:

– Я крещу водой. Но среди вас стоит Тот, Кого вы не знаете.Он Тот, Кто придет после меня, и я даже не достоин развязать ремни Его сандалий.

Это происходило в Вифании, на восточном берегу реки Иордана, там, где крестил Иоанн.

Иоанн Креститель объявляет Иисуса Христом

На следующий день Иоанн увидел идущего к нему Иисуса и сказал:

– Вот Божий Ягненок, Который заберет грех мира!Это о Нем я говорил: «Тот, Кто идет за мной, – выше меня, потому что Он существовал еще до меня».Я сам не знал, кто Он, но я крещу водой для того, чтобы Он был явлен Израилю.

И Иоанн подтвердил свои слова:

– Я видел, как Дух спускался на Него с небес в образе голубя и как Он остался на Нем.Я бы не узнал Его, если бы Пославший меня крестить водой не сказал мне: «На Кого опустится и на Ком останется Дух, Тот и будет крестить людей Святым Духом».Я видел это и свидетельствую, что Он – Сын Бога!

Первые ученики Иисуса

(Мат. 4:18-22; Мк. 1:16-20; Лк. 5:2-11)

На следующий день Иоанн опять стоял с двумя своими учениками.Увидев идущего Иисуса, он сказал:

– Вот Ягненок Божий!

Оба ученика, услышав эти слова, последовали за Иисусом.Иисус обернулся и увидел, что они идут за Ним.

– Что вы хотите? – спросил Он.

– Рабби (что значит «учитель»), скажи, где Ты живешь? – спросили они.

– Идите за Мной, и вы сами увидите, – сказал Иисус.

Было около десятого часа. Они пошли, увидели, где Он живет, и пробыли у Него до вечера того дня.

Одним из двух, слышавших слова Иоанна об Иисусе и пошедших за Ним, был брат Симона Петра, Андрей.Он разыскал своего брата Симона и сказал:

– Мы нашли Мессию! (Это значит «Помазанник».)

И привел его к Иисусу. Иисус посмотрел на Симона и сказал:

– Симон, сын Иоанна, тебя будут звать Кифа (что значит «камень», а по-гречески «Петр»).

Иисус призывает Филиппа и Нафанаила

На следующий день Иисус решил идти в Галилею. Он нашел Филиппа и сказал ему:

– Следуй за Мной!

Филипп был из Вифсаиды, из того же города, что и Андрей с Петром.Он нашел Нафанаила и сказал ему:

– Мы встретили Того, о Ком написано в Законе Моисея и о Ком писали пророки. Это Иисус, сын Иосифа из Назарета.

Нафанаил ответил:

– Разве из Назарета может быть что-нибудь доброе?

– Пойди и посмотри, – сказал Филипп.

Когда Иисус увидел идущего к Нему Нафанаила, Он сказал:

– Вот истинный израильтянин, в котором нет ни тени притворства.

– Откуда Ты меня знаешь? – удивился Нафанаил.

Иисус ответил:

– Еще до того, как Филипп позвал тебя, Я видел тебя под инжиром.

Тогда Нафанаил сказал:

– Рабби, Ты действительно Сын Бога, Ты Царь Израиля!

Иисус сказал:

– Ты говоришь это потому, что Я сказал, что видел тебя под инжиром. Ты увидишь еще больше этого.

И добавил:

– Говорю вам истину, вы увидите открытые небеса и ангелов Божьих, спускающихся и поднимающихся к Сыну Человеческому.

1:1: Слово – одно из имен Иисуса Христа (см. 1:14; Отк. 19:13).

1:5: Или: «не поняла».

1:9: Или: «Был истинный Свет, приходящий в мир, Который просвещает каждого человека».

1:14: Букв.: «плотью».

1:19: В Евангелии от Иоанна термин «иудеи» относится, в первую очередь, к предводителям иудеев, которые противились Иисусу. Читателю нужно иметь эту косвенную информацию в виду, когда термин «иудеи» встречается в этой книге.

1:21: Имеется в виду Пророк, о Котором говорил Моисей (см. Втор. 18:15, 18). Ср. Деян. 3:18-24.

1:23: Ис. 40:3.

1:28: Вифания – точное расположение не установлено (не следует путать с Вифанией близ Иерусалима, см., напр., 11:1).

1:39: То есть около четырех часов пополудни.

1:39: Или: «Они пошли, увидели, где Он живет, и пробыли у Него до десятого часа (четырех часов дня)».

1:42: «Помазанник» («Машиах» (евр.), «Христос» (греч.)) – праведный Царь и Освободитель, Спаситель, обещанный Богом еще в Законе, Псалмах и в Книге Пророков.

1:42: В более поздних рукописях Евангелия от Иоанна: «сын Ионы» (так же в ст. 21:15, 16, 17).

1:45: Сын Иосифа – по закону Иосиф, как муж Марии, считался отцом Иисуса, хотя не был им биологически (см. Лк. 1:35; 3:23).