От Иоанна святое благовествование, глава 7

Братья Иисуса не верят Ему

После этого Иисус ходил по Галилее. В Иудею Он не шел, так как иудеи хотели убить Его. Когда приближался иудейский праздник Шалашей, братья Иисуса сказали Ему:

– Не оставайся здесь, иди в Иудею, чтобы и Твои ученики увидели чудеса, которые Ты совершаешь. Ведь никто, стремящийся к известности, не действует втайне. Если Ты делаешь такое, покажи Себя миру.

Даже Его братья не верили Ему. Иисус сказал им:

– Мое время еще не подошло, для вас же подходит любое время. Вас мир не может ненавидеть, Меня же он ненавидит, потому что Я свидетельствую о том, что его дела злы. Идите на праздник, Я же пока не пойду, потому что Мое время еще не подошло.

И Иисус остался в Галилее.

Иисус открыто проповедует в храме

Но когда Его братья пошли на праздник, Он тоже пошел, только не открыто, а так, чтобы никто не знал. На празднике иудеи искали Его и спрашивали:

– Где Он?

В народе об Иисусе шло много разговоров. Некоторые говорили, что Он хороший человек, другие – что Он обманывает народ. Однако открыто никто о Нем ничего не говорил из страха перед иудеями.

Первая половина праздника уже прошла, когда Иисус пришел в храм и стал учить. Иудеи удивлялись и спрашивали:

– Откуда у Него такая ученость, ведь Он нигде не учился?

Иисус ответил:

– Учение Мое не от Меня, но от Того, Кто послал Меня. И кто действительно хочет исполнять волю Бога, тот узнает, от Бога Мое учение или же Я говорю Сам от Себя. Тот, кто говорит от себя, ищет славы самому себе, Тот же, Кто ищет славы Пославшему Его, честен, и лжи нет в Нем. Разве Моисей не дал вам Закон? Однако ни один из вас не соблюдает Закона. Зачем вы хотите убить Меня?

– Да Ты не одержим ли? Кто хочет Тебя убить? – отвечал народ.

Иисус сказал:

– Я совершил лишь одно дело, и вы так удивляетесь. Моисей дал вам обрезание (хотя, конечно, обрезание идет не от Моисея, а от праотцев), и вы обрезаете детей даже в субботу. Так если человек может быть обрезан в субботу ради того, чтобы не был нарушен Закон Моисея, то почему вы злы на Меня за то, что Я исцелил всего человека в субботу? Судите не по виду, а по справедливости.

В это время некоторые жители Иерусалима стали спрашивать:

– Не Тот ли это, Которого хотят убить? Вот же Он открыто говорит перед народом, и Ему не запрещают. Может, начальники достоверно узнали, что Он Христос? Но мы знаем, откуда Он, а когда придет Христос, то никто не будет знать, откуда Он пришел.

Тогда Иисус, Который продолжал учить в храме, громко возгласил:

– Так вы Меня знаете?! И вы даже знаете, откуда Я?! Ведь Я не Сам от Себя пришел. И верен Тот, Кто послал Меня, но вы Его не знаете. Я же знаю Его, потому что Я от Него пришел и потому что Он послал Меня!

Они хотели схватить Иисуса, но никто не поднял на Него руки, потому что Его время еще не настало. Многие же из толпы поверили в Него. Они говорили:

– Неужели когда придет Христос, Он совершит больше знамений, чем Этот Человек?

Религиозные вожди пытаются арестовать Иисуса

Фарисеи услышали, что говорят об Иисусе в толпе, и поэтому первосвященники и фарисеи послали храмовую стражу, чтобы арестовать Его. Иисус сказал:

– Еще не долго Мне быть с вами, и потом Я возвращусь к Пославшему Меня. Вы будете искать Меня, но не найдете, и туда, где Я буду, вы прийти не сможете.

Иудеи, бывшие там, стали спрашивать друг друга:

– Куда это Он собирается идти, что мы не сможем прийти туда? Может, Он намерен пойти туда, где наш народ живет рассеянным среди греков, чтобы учить греков? Что Он имел в виду, когда говорил: «Вы будете искать Меня, но не найдете» и «Туда, где Я буду, вы прийти не сможете»?

В последний и самый торжественный день праздника Иисус встал и громко возгласил:

– Кто хочет пить, пусть приходит ко Мне и пьет. Кто верит в Меня, как говорит Писание, у того из сердца потекут реки живой воды.

Иисус имел в виду Духа, Которого поверившие в Него должны были позже получить. Дух еще не был дан верующим, так как Иисус еще не был прославлен.

Некоторые люди в толпе, услышав слова Иисуса, сказали:

– Он действительно Тот Самый Пророк!

Другие говорили:

– Он – Христос!

Третьи говорили:

– Разве из Галилеи Христос придет? Разве не сказано в Писании, что Христос будет из рода Давида и из Вифлеема, того селения, откуда был Давид?

Народ разделился во мнениях об Иисусе. Некоторые хотели схватить Его, но никто не поднял на Иисуса руки.

Неверие иудейских начальников

Когда стражники храма возвратились к первосвященникам и фарисеям, те спросили их:

– Почему вы не привели Его?

Стражники ответили:

– Никто еще так не говорил, как Этот Человек.

– Он что, и вас тоже обманул? – спросили фарисеи. – Разве хоть один из начальников или из фарисеев Ему поверил? А что эта толпа понимает в Законе? Эти люди прокляты.

Никодим, один из фарисеев, который как-то раньше приходил к Иисусу, спросил:

– Разве наш Закон дает право судить человека, не выслушав его вначале и не узнав, что он делает?

Они ответили:

– Ты что, тоже из Галилеи? Посмотри в Писании, и ты увидишь, что ни один пророк из Галилеи не приходит.

После этого все разошлись по домам.

a) 7:2 Праздник Шалашей – см. Лев. 23:33-43; Чис. 29:12-39; Втор. 16:13-17.

b) 7:7 Мир – здесь, и во многих местах этой книги, данный термин не значит мироздание, но подразумевает мир людей, погрязший во зле и грехе, противящийся Богу, которым правит сатана, повелитель демонов.

c) 7:21 См. 5:1-9.

d) 7:27 В те времена существовало несколько мнений о месте рождения Христа: одни думали, что Христос должен родиться в Вифлееме, как об этом и было предсказано в Пророках (см. Мих. 5:2; Ин. 7:42), другие – что Его происхождение будет неизвестно.

e) 7:28 См.: 8:14. Или: «Да, вы Меня знаете, и вы знаете, откуда Я!»

f) 7:37 Вода играла определенную роль на празднике Шалашей. На седьмой день праздника священник в сопровождении торжествующей процессии верующих наполнял золотой кувшин водой из Силоамской купальни. Возвратясь в храм, он возливал эту воду на подножие жертвенника. На восьмой день праздник завершался торжественным собранием.

g) 7:38 Букв.: «из чрева».

h) 7:42 См. 2 Цар. 7:12; Иер. 23:5; Пс. 131:11.

i) 7:42 См. Мих. 5:2.

j) 7:52 Или: «обещанный Пророк».