От Луки святое благовествование, глава 23

Иисус на допросе у Пилата

(Мат. 27:11-14; Мк. 15:1-5; Ин. 18:28-37)

Все встали и повели Иисуса к Пилату. Там они начали обвинять Его:

– Мы установили, что Этот Человек совращает наш народ. Он запрещает платить дань кесарю и называет Себя Христом, Царем.

Пилат спросил Иисуса:

– Ты Царь иудеев?

– Ты сам так говоришь, – ответил Иисус.

Тогда Пилат сказал первосвященникам и толпе:

– У меня нет никаких оснований осудить Этого Человека.

Но они настаивали:

– Он Своим учением возмущает народ по всей Иудее, начал в Галилее, а теперь пришел сюда.

Иисус на допросе у Ирода

– Этот Человек – галилеянин? – спросил, услышав это, Пилат.

И узнав, что Иисус был из области, подвластной Ироду, который тоже был в это время в Иерусалиме, он послал Иисуса к нему. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, потому что уже давно хотел Его увидеть. Он много слышал об Иисусе и надеялся, что Тот совершит для него какое-нибудь чудо. Он задавал Ему много вопросов, но Иисус ничего не отвечал. Стоявшие там первосвященники и учители Закона усиленно обвиняли Иисуса. Ирод же и его солдаты, посмеявшись и поиздевавшись над Иисусом, надели на Него красивую мантию и отослали обратно к Пилату. В этот день Ирод и Пилат стали друзьями, а прежде они враждовали.

Пилат выносит приговор

(Мат. 27:15-26; Мк. 15:6-15; Ин. 18:39-19:16)

Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им:

– Вы привели ко мне Этого Человека и сказали, что Он подстрекает народ. Допросив Его в вашем присутствии, я не нахожу Его виновным в том, в чем вы Его обвиняете. Ирод тоже не нашел в Нем никакой вины и отослал Его обратно к нам. Как видите, Он не сделал ничего, достойного смерти. Поэтому я прикажу бичевать Его, а затем отпущу.

(Дело в том, что на праздник он должен был отпустить одного из заключенных.)

Тогда все в один голос закричали:

– Смерть Ему! Отпусти нам Варавву!

(Варавва был заключен в темницу за поднятый в городе мятеж и за убийство.) Пилат же хотел отпустить Иисуса и еще раз спросил их. Но они продолжали кричать:

– Распни, распни Его!

Пилат в третий раз спросил:

– За что? Какое зло сделал Он? Я не нашел за Ним никакой вины, за которую Он мог бы быть приговорен к смерти. Я прикажу бичевать Его, а затем отпущу!

Но они продолжали громко кричать и настаивать, чтобы Иисус был распят. В конце концов криками они добились своего. Пилат согласился выполнить их требование. Он освободил, как они и просили, того, кто находился в темнице за бунт и за убийство, а Иисуса отдал на их волю.

Иисуса ведут на распятие

(Мат. 27:32; Мк. 15:21; Ин. 19:17)

Когда Иисуса повели на распятие, конвоиры схватили некоего Симона из Кирены, шедшего с поля, взвалили на него крест и заставили нести его за Иисусом. Среди множества людей, шедших за Иисусом, были и женщины, которые били себя в грудь и рыдали о Нем. Иисус повернулся к ним и сказал:

– Дочери Иерусалима, не плачьте обо Мне, плачьте лучше о себе и о своих детях. Наступает такое время, когда будут говорить: «Блаженны бесплодные, нерожавшие и не кормившие грудью!». Тогда

«люди скажут горам: "Падите на нас!"

и холмам: "Покройте нас!"».

Ведь если с молодым и зеленым деревом делают такое, то что же будет с сухим?

Иисуса пригвождают ко кресту

(Мат. 27:35-44; Мк. 15:24-32; Ин. 19:18-24)

С Иисусом вели на казнь и двух преступников. Когда они пришли на место, называемое Лобным, там распяли и Его, и преступников, одного по правую, а другого по левую сторону от Него.

Иисус говорил:

– Отец, прости им, ведь они не знают, что делают.

Солдаты разделили между собой одежду Иисуса, бросив жребий.

Народ стоял и смотрел. Начальники же смеялись над Ним:

– Спасал других! Пусть теперь спасет Самого Себя, если Он Божий Избранник – Христос!

Солдаты тоже насмехались над Ним. Они давали Иисусу кислое вино и говорили:

– Спаси Себя, если Ты Царь иудеев!

А над Иисусом на кресте была надпись: «ЭТО ЦАРЬ ИУДЕЕВ».

Один из распятых преступников оскорблял Его, говоря:

– Разве Ты не Христос? Спаси Себя и нас!

Другой же унимал его и говорил:

– Побойся Бога! Ведь ты приговорен к тому же. Мы наказаны справедливо и получили по заслугам, а Этот Человек не сделал ничего плохого.

И он сказал:

– Иисус, вспомни меня, когда придешь в Свое Царство!

– Говорю тебе истину: сегодня ты будешь со Мной в раю, – ответил ему Иисус.

Смерть Иисуса на кресте

(Мат. 27:45-56; Мк. 15:33-41; Ин. 19:28-30)

Было около шестого часа дня, и по всей земле стало темно, и это продолжалось до девятого часа . Солнце померкло, и завеса в храме разорвалась на две части. Иисус громко крикнул:

– Отец, в Твои руки Я отдаю Мой дух!

Сказав это, Он испустил дух. Когда сотник все это увидел, он прославил Бога и сказал:

– Этот Человек действительно был праведником!

И все люди, собравшиеся посмотреть на казнь, увидев, что произошло, возвращались по домам, ударяя себя в грудь. Но все, кто знал Иисуса, включая и женщин, которые шли за Ним из Галилеи, стояли в отдалении, наблюдая за происходящим.

Погребение Иисуса

(Мат. 27:57-61; Мк. 15:42-47; Ин. 19:38-42)

Там был добрый и праведный человек, которого звали Иосиф. Будучи членом Совета, он, однако, не был согласен с решением и делом иудейских вождей. Иосиф был уроженцем города Аримафеи в Иудее и ожидал Божьего Царства. Этот человек пошел к Пилату и попросил тело Иисуса. Он снял тело, обернул его в льняное полотно и положил в высеченную в скале гробницу, где еще никого до этого не хоронили. Это была пятница – день приготовления к субботе, которая уже наступала. За Иосифом пошли женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, они видели гробницу и то, как тело Иисуса было положено в нее. Вернувшись, они приготовили душистые мази и масла. Субботу они провели в покое, согласно заповеди.

23:1: Пилат – римский наместник в Иудее с 26 по 36 гг. первого столетия.

23:2: Обвинители Иисуса не гнушались даже откровенной ложью. Они обвиняли Его в том, что Он якобы призывал не платить кесарю налоги, в то время как Иисус говорил как раз обратное (см. 20:22-25).

23:7: Ирод – т. е. Ирод Антипа, сын Ирода Великого; был правителем Галилеи и Переи с 4 г. до н. э. по 39 г. н. э.

23:18: Это имя переводится как «сын отца».

23:30: См. Ос. 10:8; Отк. 6:16.

23:31: В этом контексте сравнение Иисуса с зеленым деревом, вероятно, говорит о Его праведности, а символ сухого дерева – о духовном состоянии грешных людей. Этот стих является прямой ссылкой на Пророков (см. Иез. 20:45 – 21:7).

23:33: Лобное место – букв.: «Череп». Этот холм имел такое название, по всей вероятности, из-за своей формы, напоминавшей человеческий череп.

23:34: См. Пс. 21:19.

23:35: См. Пс. 21:7-9.

23:36: См. Пс. 68:22.

23:44: То есть около полудня.

23:44: То есть до трех часов дня.

23:45: Смысл разрыва завесы в том, что через жертву Иисуса Христа нам открылся непосредственный доступ к Богу.

23:46: См. Пс. 30:6.