От Луки святое благовествование, глава 7

Вера римского воина

Закончив говорить народу, Иисус отправился в Капернаум. Там у одного сотника был болен и лежал при смерти слуга. Сотник очень дорожил этим своим слугой, и когда он услышал об Иисусе, то послал к Нему иудейских старейшин с просьбой прийти и исцелить его слугу. Старейшины пришли к Иисусу и стали горячо просить Его:

– Этот человек заслуживает Твоей помощи, потому что он любит наш народ, и это он построил нам синагогу.

Иисус пошел с ними. Он уже подходил к дому, когда сотник послал к Нему друзей передать:

– Господи, не утруждай Себя, так как я не достоин, чтобы Ты вошел под крышу моего дома. Я и себя не счел достойным прийти к Тебе. Но скажи лишь слово, и мой слуга выздоровеет. Ведь и сам я подчиняюсь приказам, и у меня в подчинении тоже есть воины. Я говорю одному: «Ступай!» – и он идет, другому: «Ко мне!» – и тот приходит. Слуге моему говорю: «Сделай это!» – и он делает. Иисус, услышав это, удивился и, обернувшись к толпе, шедшей за Ним, сказал:

– Говорю вам, что даже в Израиле Я не встречал такой сильной веры.

Когда посланные возвратились в дом, они нашли слугу здоровым.

Иисус воскрешает сына вдовы

Вскоре после этого Иисус пошел в город, называемый Наин, с Ним были Его ученики и много других людей. Когда Он подходил к воротам города, из них выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдовой. Вместе с ней из города выходила большая толпа. Когда Господь увидел эту женщину, Он сжалился над ней.

– Не плачь, – сказал Он ей.

Затем Он подошел и прикоснулся к носилкам. Те, кто нес их, остановились, и Иисус сказал:

– Юноша, говорю тебе: встань!

Умерший сел и начал говорить, и Иисус передал его матери. Всех, кто там был, охватил страх, и люди прославляли Бога:

– Великий пророк появился среди нас! Бог посетил Свой народ!

И молва об Иисусе распространилась по всей Иудее и в окружающих ее землях.

Иисус разрешает сомнения Иоанна

Ученики Иоанна рассказали ему обо всех этих событиях. И тогда Иоанн позвал к себе двоих из них и послал их к Господу спросить:

– Ты ли Тот, Кто должен прийти, или нам ожидать кого-то другого?

Они пришли к Иисусу и сказали:

– Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Кто должен прийти, или нам ожидать кого-то другого?

Иисус как раз в это время исцелил множество людей от болезней, недугов, от одержимости злыми духами и многим слепым даровал зрение. И Он ответил посланным:

– Пойдите и расскажите Иоанну о том, что вы увидели и услышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают и бедным возвещается Радостная Весть. Блажен тот, кто не усомнится во Мне.

Свидетельство Иисуса об Иоанне Крестителе

Когда посланцы Иоанна ушли, Иисус начал говорить народу об Иоанне:

– Что вы ходили смотреть в пустыню? Тростник, колеблемый ветром? Тогда что же вы ходили смотреть? Человека, одетого в роскошные одежды? Нет, те, кто одевается в дорогую одежду и живет в роскоши, находятся в царских дворцах. Тогда что же вы ходили смотреть? Пророка? Да, и говорю вам, что больше, чем пророка. Он тот, о ком написано:

«Вот, Я посылаю перед Тобой Моего вестника,

который приготовит перед Тобой Твой путь».

Говорю вам, среди всех рожденных женщинами нет более великого, чем Иоанн. Но наименьший в Божьем Царстве – больше его.

(И весь народ, и даже сборщики налогов, услышав слова Иисуса, признали Божий путь правым, потому что они приняли крещение Иоанна. Фарисеи же и учители Закона, отказавшись принять крещение от него, отвергли Божью волю.)

– С кем тогда Мне сравнить людей этого поколения? – продолжал Иисус. – На кого они похожи? Они как дети, которые сидят на площади и кричат друг другу:

«Мы играли вам на свирели,

а вы не плясали;

мы пели вам похоронные песни,

а вы не плакали».

Смотрите, вот пришел Иоанн Креститель, не ест хлеба и не пьет вина, и вы говорите: «В нем демон». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, и вы говорите: «Вот обжора и пьяница, друг сборщиков налогов и грешников». Но мудрость оправдана всеми детьми ее.

Помазание Иисуса дорогим ароматическим маслом

Один из фарисеев пригласил Иисуса к себе на обед. Иисус пришел к нему в дом и возлег у стола. В это время одна женщина из этого города, которая была известна как грешница, узнав, что Иисус обедает в доме фарисея, принесла туда алебастровый кувшин, в котором было очень дорогое ароматическое масло. Женщина встала сзади у ног Иисуса и, плача, обливала Его ноги слезами. Она стала вытирать Ему ноги своими волосами, целовала их и натирала ароматическим маслом. Когда фарисей, пригласивший Иисуса, увидел это, он подумал: «Если бы Этот Человек действительно был пророком, то Он бы знал, что женщина, которая к Нему прикасается, – грешница». Тогда Иисус сказал ему:

– Симон, Я хочу тебе что-то сказать.

– Говори, Учитель, – ответил тот.

– Два человека были должны одному и тому же заимодавцу, – начал Иисус. – Один должен был пятьсот динариев, а другой – пятьдесят. И тому, и другому было нечем вернуть долг, и кредитор простил долг им обоим. Кто из них, по-твоему, будет больше любить его?

Симон ответил:

– Я думаю, тот, кому был прощен больший долг.

– Ты правильно рассудил, – сказал Иисус. И, повернувшись к женщине, сказал Симону:

– Ты видишь эту женщину? Я пришел в твой дом, и ты не дал Мне даже воды, чтобы вымыть ноги, а она омыла Мои ноги слезами и вытерла своими волосами! Ты даже не поцеловал Меня при встрече, а эта женщина, с тех пор как Я вошел в дом, не перестает целовать Мне ноги. Ты не помазал Мне голову маслом, а она драгоценным ароматическим маслом помазала Мне ноги. Поэтому Я говорю тебе: ей прощены все грехи, из-за этого она и возлюбила так сильно. А тот, кому мало прощено, и любит мало.

Потом Иисус сказал женщине:

– Твои грехи прощены.

Но другие гости, возлежащие за столом, начали переговариваться:

– Кто Он такой, что даже грехи прощает?

Иисус же сказал женщине:

– Твоя вера спасла тебя, иди с миром.

a) 7:22 См. Ис. 29:18; 35:5-6; 61:1.

b) 7:27 Мал. 3:1.

c) 7:35 Существует несколько вариантов толкования этого места, например: 1) правота мудрости видна в жизни тех, кто следует ей; 2) но истинная мудрость не противоречит сама себе. Кроме того, некоторые толкователи полагают, что мудростью здесь назван Сам Иисус (ср.: Прит. 8:22-23; 1 Кор. 1:24).