От Матфея святое благовествование, глава 13

Притча о сеятеле и семенах

(Мк. 4:1-9; Лк. 8:4-8)

В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера.Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он был вынужден сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.И Он о многом говорил им в притчах.

– Сеятель вышел сеять, – говорил Он. –Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их.Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой.Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней.Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно.У кого есть уши, пусть слышит!

Иисус объясняет притчу о сеятеле и семенах

(Мк. 4:10-20; Лк. 8:9-15; 10:23-24)

Тогда ученики подошли и спросили Иисуса:

– Почему Ты говоришь с людьми притчами?

Иисус ответил:

– Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано.Потому что у кого есть, тому будет дано еще, и у него будет в изобилии; а у кого нет, будет отнято и то, что он имеет.Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают.В них исполняется пророчество Исаии:

«Вы будете слушать и слушать, но не поймете,

будете смотреть и смотреть, но не увидите.

Сердце этого народа ожесточилось,

они с трудом слышат ушами

и глаза свои они закрыли,

чтобы не увидеть глазами,

не услышать ушами,

не понять сердцем

и не обратиться, чтобы Я их исцелил».

Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат.Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали.

Так послушайте, что значит притча о сеятеле.К каждому, кто слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это – семя, упавшее у дороги.Семя, упавшее на каменистую почву, – это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его,но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается.Семя, посеянное среди терновника, – это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным.Семя же, посеянное в хорошую почву, – это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного.

Притча о пшенице и сорняках

Иисус рассказал им другую притчу:

– Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами.И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел.Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки.Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?»«Это сделал враг», – ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?»«Нет, – ответил хозяин, – когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу.Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище».

Притча о горчичном зерне

(Мк. 4:30-32; Лк. 13:18-19)

Рассказал Он им и еще одну притчу:

– Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле.Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях.

Притча о закваске

(Мк. 4:33-34; Лк. 13:20-21)

Иисус рассказал им еще одну притчу:

– Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки, чтобы вскисло все тесто.

Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч,чтобы исполнилось сказанное через пророка:

«Открою уста свои в притчах,

произнесу гадания, скрытые от создания мира».

Иисус объясняет притчу о пшенице и сорняках

Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили:

– Объясни нам притчу о сорняках в поле.

Иисус в ответ сказал:

– Сеющий хорошие семена – это Сын Человеческий.Поле – это мир, а хорошие семена – это дети Царства. Сорняки – это дети злого.Враг, посеявший их, – это дьявол. Жатва – это конец мира, и жнецы – это ангелы.Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира.Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят из Его Царства все, что ведет ко греху, и всех, делающих злое.Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов.А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит.

Притча о спрятанном сокровище

Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле кладом. Когда человек находит тот клад, он прячет его и, радостный, идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле.

Притча о драгоценной жемчужине

Еще Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг.Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну.

Притча о рыболовной сети

Еще Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы.Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили.Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведныхи бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов.

– Вы поняли все это? – спросил Иисус.

– Да, – ответили ученики.

Тогда Иисус сказал им:

– Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое.

«Не бывает пророк без чести, разве только в городе своем и в своем доме»

(Мк. 6:1-6; Лк. 4:16-30)

Когда Иисус закончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда.Он пришел в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись:

– Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила?Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды?Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это?И они отвергли Его.

Иисус же сказал им:

– Пророка уважают везде, только не на его родине и не в его доме.

И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей.

a) 13:14-15: См. Ис. 6:9-10.

b) 13:32: Ср. Дан. 4:7-9.

c) 13:33: Букв.: «три саты», т. е. примерно 36 литров (23 кг муки).

d) 13:35: См. Пс. 77:2.

e) 13:55: По-гречески: «Мариам»; так же в 27:56, 61; 28:1.