Четвертая книга Моисеева. Числа, глава 21

Уничтожение Арада

Когда ханаанский царь Арада, расположенного в Негеве, услышал, что Израиль идет по атаримской дороге, он напал на израильтян и взял некоторых из них в плен. Тогда Израиль дал Господу обет:

– Если Ты отдашь этот народ в наши руки, мы полностью уничтожим его города.

Господь услышал мольбу израильтян и отдал им во власть хананеев. Они полностью уничтожили их с их городами. Так это место было названо Хорма.

Медный змей

От горы Ор они тронулись в путь по дороге к Красному морю, чтобы обойти Эдом. Но в пути народ пал духом; они роптали на Бога и на Моисея:

– Зачем вы вывели нас из Египта? Чтобы мы умерли в пустыне? Хлеба нет! Воды нет! А эта убогая пища нам противна!

Тогда Господь наслал на них ядовитых змей; они жалили израильтян, и многие умерли. Народ пришел к Моисею и сказал:

– Мы согрешили, когда роптали на Господа и на тебя. Помолись, чтобы Господь избавил нас от змей.

Моисей помолился за народ, и Господь сказал Моисею:

– Сделай змея и укрепи его на шесте: всякий ужаленный посмотрит на него и останется жить.

Моисей сделал медного змея и укрепил его на шесте. И когда змея жалила человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.

Дорога в Моав

Израильтяне двинулись дальше и остановились в Овоте. Они тронулись в путь из Овота и остановились в Ийе-Авариме, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца. Оттуда они двинулись дальше и остановились в долине Заред. Оттуда они двинулись дальше и остановились на другой стороне реки Арнона, в пустыне, которая простирается от рубежей аморреев (Арнон – это граница Моава, между Моавом и аморреями). Вот почему в «Книге Господних войн» упоминается:

«Вагеб в Суфе и притоки Арнона,

и склоны ущелий,

что тянутся к местности Ар

и лежат вдоль границ Моава».

Оттуда они продолжили путь к Беэру, колодцу, где Господь сказал Моисею:

– Собери народ, и Я дам им воду.

Тогда Израиль пел эту песню:

«Наполняйся, колодец!

Пойте о нем,

о колодце, что выкопали вожди,

вырыла знать народа

скипетрами и жезлами».

Они пошли из пустыни в Маттану, из Маттаны в Нахалиил, из Нахалиила в Бамот, а из Бамота в долину Моава, где высится над пустыней вершина Фасги.

Победа над Сигоном

Израиль послал вестников, чтобы сказать Сигону, царю аморреев:

– Позволь нам пройти через твою страну. Мы не свернем ни на поле, ни в виноградник, не будем пить воду из колодцев. Мы будем идти по Царской дороге, пока не пройдем через твою землю.

Но Сигон не позволил Израилю пройти через свою землю. Он собрал войско и выступил в пустыню навстречу Израилю. Подойдя к Иахацу, он сразился с Израилем. Но Израиль предал его мечу и завладел его землей от реки Арнона до реки Яббока, до аммонитян, потому что граница аммонитян была укреплена. Израиль захватил все города аморреев и занял их, включая Хешбон с окрестными поселениями. Хешбон был столицей Сигона, царя аморреев, который воевал с прежним царем Моава и отнял у него всю его землю до самого Арнона.

Вот почему сказители поют:

«Идите в Хешбон – пусть будет отстроен;

пусть встанет из праха город Сигона!

Полыхает огонь из Хешбона,

пышет пламя из города Сигона.

Оно пожрало Ар-Моав,

хозяев высот Арнона.

Горе тебе, Моав!

Сгинул ты, народ Кемоша!

Сыновей своих беженцами он сделал,

дочерей своих – пленницами Сигона, царя аморреев.

Сгинуло твое потомство

от Хешбона до Дивона.

Мы до Нофаха разоряли,

что простерлась до Медевы».

Так Израиль поселился на земле аморреев. Моисей послал разведчиков в Иазер, и израильтяне захватили села вокруг него, выгнав из них аморреев.

Победа над Огом

Потом они повернули и поднялись по дороге к Башану. Ог, царь Башана, выступил со всем своим войском им навстречу, чтобы сразиться с ними у города Эдреи. Господь сказал Моисею:

– Не бойся его, потому что Я предал его в твои руки со всем его войском и землей. Сделай с ним то же, что и с Сигоном, царем аморреев, который правил в Хешбоне.

Они убили его вместе с его сыновьями и всем войском, не оставив в живых никого, и завладели его землей.

a) 21:2 На языке оригинала стоит слово, которое говорит о полном посвящении предметов или людей Господу, часто осуществлявшемся через их уничтожение.

b) 21:3 Это название означает «уничтожение».

c) 21:14 Эта древняя книга, не вошедшая в состав священного Писания, не сохранилась до наших времен.

d) 21:15 Вагеб … Моава – Значение этого места в еврейском тексте неясно.

e) 21:16 Это название означает «колодец».

f) 21:17 О нем – или: «ему».

g) 21:20 Или: «над Йешимоном».

h) 21:29 Кемош – божество из пантеона моавитян, в жертвы которому приносились люди.

i) 21:30 Так в одном из древних переводов; в еврейском тексте: «Мы разили их стрелами, погиб Хешбон до Дивона».

j) 21:30 Смысл этого места в еврейском тексте неясен.

Параллельные места