Книга притчей Соломоновых, глава 1

Вступление

Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израиля:

да принесут они мудрость и наставление

и да помогут осмыслить разумные высказывания;

да научат они правилам благоразумной жизни,

праведности, справедливости и честности

и дадут простакам проницательность,

а юным – знание и рассудительность;

пусть послушают мудрые и умножат познания,

и пусть разумные получат советы;

да уразумеют они пословицы и притчи,

слова мудрецов и загадки их.

Страх перед Господом – начало мудрости,

только глупцы презирают мудрость и наставление.

Наставления в мудрости

Предостережение от соблазна

Сын мой, послушай наставление своего отца

и не отвергай поучения своей матери.

Они будут прекрасным венком на твоей голове

и ожерельем на твоей шее.

Сын мой, если грешники соблазняют тебя,

не поддавайся им.

Если скажут они: «Идем с нами,

устроим засаду для пролития крови,

без причины подстережем невинного,

живьем их проглотим, как мир мертвых,

целиком – как тех, кто нисходит в пропасть;

награбим всевозможных дорогих вещей

и наполним дома свои добычей.

Бросай с нами жребий,

общая будет у нас мошна»,

то не ходи с ними, сын мой,

не вставай на путь их.

Ведь их ноги бегут к злу,

спешат они на пролитие крови.

Как бессмысленно ставить сеть

на глазах у всех птиц,

но эти люди устраивают засаду для пролития своей же крови,

подстерегают самих же себя!

Таковы пути всех, кто жаждет преступной добычи;

она отнимает жизнь у завладевших ею.

Предостережение не отвергать мудрости

Мудрость восклицает на улицах,

возвышает свой голос на площадях;

на углах шумных улиц кричит она

и при входе в городские ворота держит речь:

«До каких же пор вы, простаки,

будете любить свою простоту?

Сколько же еще глумливые

будут наслаждаться насмешками,

а глупцы – ненавидеть знание?

Если бы вы ответили на мой укор,

я излила бы на вас мой дух

и открыла бы вам свои мысли.

Но раз вы отвергли меня, когда я призывала,

и никто не внимал, когда я протягивала вам руку;

раз вы пренебрегли всеми моими советами

и не приняли моего укора,

то и я в свой черед посмеюсь над вашей бедой,

поиздеваюсь, когда поразит вас ужас, –

когда поразит вас ужас, как буря,

и беда пронесется над вами, как вихрь,

когда горе и скорбь вас подавят.

Тогда будут звать меня, но я не отвечу;

будут искать меня, но не найдут.

Раз они знание возненавидели

и страх перед Господом не избрали,

раз мой совет не приняли

и укор мой с презрением отвергли –

то они будут есть плоды своего пути

и получат сполна от своих замыслов.

Ведь своенравие убьет простаков,

и беспечность погубит глупцов,

но слушающий меня будет жить безопасно и спокойно,

не страшась беды».

1:7: Еврейское слово, переведенное здесь как «глупцы», в книге Притчей и нередко в других местах Ветхого Завета обозначает человека, несовершенного нравственно.

1:12: Мир мертвых – евр.: «шеол».

1:21: Смысл этого места в еврейском тексте неясен.

1:23: Букв.: «мои слова».