Книга притчей Соломоновых, глава 18

Живущий обособленно потакает себе во всем,

а на всякое здравое слово бранится.

Нет глупцу радости в понимании –

рад он лишь высказать свое мнение.

Вслед за нечестием идет презрение,

а со срамом приходит бесславие.

Слова человеческих уст – глубокие воды;

источник мудрости – текущий поток.

Нехорошо быть пристрастным к злодею

и лишать правосудия невиновного.

Язык глупца ведет его к ссоре,

его уста навлекают побои.

Уста глупца – его гибель,

его язык – для него же западня.

Слова сплетен – как лакомые куски,

что проходят вовнутрь чрева.

Ленивый в своей работе –

брат разрушителя.

Имя Господне – крепкая башня;

убежит в нее праведник – и будет спасен.

Состояние богатого – укрепленный город;

высокой стеной представляется ему оно.

Перед падением человеческое сердце заносится,

а смирение предшествует славе.

Отвечать, не выслушав,

это глупость и стыд.

Дух человека подкрепляет его в болезни,

но если дух сокрушен – кто в силах снести его?

Разум рассудительного приобретает знание,

и уши мудрых ищут его.

Подарок открывает человеку путь

и приводит его к вельможам.

Кто первым изложит дело, тот выглядит правым,

пока другой не придет и его не расспросит.

Жребий решает споры,

и разнимает сильных соперников.

Обиженный брат неприступнее крепости;

ссоры разделяют подобно засовам ворот.

Красноречием человек может наполнять свой желудок,

Словами своими – зарабатывать себе на жизнь.

У языка – сила жизни и смерти,

те, кто любит его, будут вкушать его плоды.

Нашедший жену нашел благо

и приобрел от Господа расположение.

Бедняк о милости молит,

а богач отвечает грубо.

Есть друзья, с которыми лучше не знаться,

но истинный друг ближе иного брата.

18:1: Смысл этого места в еврейском тексте неясен.

18:4: Глубокие воды – это выражение можно понимать двояко: 1) слова людей, зачастую, скрытны, неоднозначны, темны как глубокие воды; 2) слова, сказанные мудрым человеком, несут в себе глубокие мысли.

18:5: Или: «праведника».

18:10: Имя – в древности имя несло в себе важную информацию, будучи большим, чем просто личное название кого-либо. Оно говорило, кем является данная личность, раскрывая его природу и характер. Другими словами, имя Господне – Сам Господь.

18:20: Букв.: «Плодами уст человек может наполнять свой желудок; он насыщается жатвой своего языка».

18:24: Или: «Иные друзья лишь играют в дружбу». Смысл этого места в еврейском тексте неясен.