Книга притчей Соломоновых, глава 19

Лучше бедняк, чей путь беспорочен,

чем глупый с лукавой речью.

Нехорошо усердие без знания,

а тот, кто спешит, оступится.

Человек своей же глупостью губит себе жизнь,

а сердце его злится на Господа.

Богатство приводит много друзей,

а бедняка и его друг оставляет.

Лживый свидетель не останется безнаказанным,

и лгун не уйдет от расплаты.

Многие заискивают перед правителем,

и дающему подарки всякий друг.

Бедняка ненавидят все его родственники,

сколь же больше друзья его избегают!

Когда он зовет их, нет их нигде.

Приобретающий мудрость любит душу свою;

хранящий разум преуспеет.

Лживый свидетель не останется безнаказанным,

и лгун погибнет.

Не годится глупцу жить в роскоши,

тем паче рабу править князьями.

Разум человека умеряет его гнев;

слава его – оставить оскорбление без внимания.

Царский гнев львиному реву подобен,

а милость его – как роса на траве.

Глупый сын – гибель для отца,

а вздорная жена – несмолкающая капель.

Дома и богатство – наследство от родителей,

а разумная жена – от Господа.

Леность наводит глубокий сон,

и ленивый будет ходить голодным.

Исполняющий повеление бережет свою жизнь,

а небрежный к пути своему – погибнет.

Милосердный к бедным одалживает Господу,

и Он наградит его за сделанное.

Наказывай сына, пока есть надежда;

не делайся виновным в его гибели.

Гневливый должен быть наказан;

если ты отпустишь его, тебе придется наказывать его снова.

Послушай совета и прими наставление,

чтобы обрести мудрость на будущее.

Много замыслов в сердце человека,

но исполнится только намерение Господа.

В человеке желанна верность;

лучше быть бедным, чем лгуном.

Страх перед Господом ведет к жизни:

исполненный им спит спокойно,

и зло его не коснется.

Запустит лентяй руку в блюдо,

но ленится даже до рта донести.

Накажи глумливого, и образумятся простаки;

укори разумного, и он усвоит знание.

Обирающий отца и выгоняющий мать –

сын срамной и бесславный.

Прекратив слушать наставления, сын мой,

ты от слов познания уклонишься.

Негодный свидетель глумится над правосудием,

и уста нечестивого пожирают грех.

Уготованы наказания глумливым

и побои – спинам глупцов.

a) 19:7 Смысл этого места в еврейском тексте неясен; также в ст. 19.

b) 19:22 Это предложение можно понимать двояко. Второе значение: «Жадность – позор человеку».

c) 19:25 Букв.: «Побей».