Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, глава 10

Мудрый правитель научит народ свой, и правление разумного будет благоустроено.Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем.Царь ненаученный погубит народ свой, а при благоразумии сильных устроится город.В руке Господа власть над землею, и человека потребного Он вовремя воздвигнет на ней.В руке Господа благоуспешность человека, и на лице книжника Он отпечатлеет славу Свою.

Не гневайся за всякое оскорбление на ближнего, и никого не оскорбляй делом.Гордость ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих.Владычество переходит от народа к народу по причине несправедливости, обид и любостяжания.Что гордится земля и пепел?И при жизни извергаются внутренности его.Продолжительною болезнью врач пренебрегает:и вот, ныне царь, а завтра умирает.Когда же человек умрет, то наследием его становятся пресмыкающиеся, звери и черви.Начало гордости — удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его;ибо начало греха — гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость;и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его.Господь низвергает престолы властителей и посаждает кротких на место их.Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных.Господь опустошает страны народов и разрушает их до оснований земли.Он иссушает их, и погубляет людей и истребляет от земли память их.Гордость не сотворена для людей, ни ярость гнева — для рождающихся от жен.

Семя почтенное какое? — Семя человеческое. Семя почтенное какое? — Боящиеся Господа.Семя бесчестное какое? — Семя человеческое. Семя бесчестное какое? — Преступающие заповеди.Старший между братьями — в почтении у них, так и боящиеся Господа — в очах Его.Богат ли кто и славен, или беден, похвала их — страх Господень.Несправедливо — бесчестить разумного бедного, и не должно прославлять мужа грешного.Почтенны вельможа, судья и властелин, но нет из них больше боящегося Господа.Рабу мудрому будут служить свободные, и разумный человек, будучи наставляем им, не будет роптать.

Не умничай много, чтобы делать дело твое, и не хвались во время нужды.Лучше тот, кто трудится и имеет во всем достаток, нежели кто праздно ходит и хвалится, но нуждается в хлебе.

Сын мой! кротостью прославляй душу твою и воздавай ей честь по ее достоинству.Кто будет оправдывать согрешающего против души своей? И кто будет хвалить позорящего жизнь свою?Бедного почитают за познания его, а богатого — за его богатство:уважаемый же в бедности насколько больше будет уважаем в богатстве? А бесславный в богатстве насколько будет бесславнее в бедности?