Пророк Исаия, сура 7

Знамение Иммануила

Когда Ахаз, сын Иотама, внук Уззии, был царём Иудеи, сирийский царь Рецин и исраильский царь Пеках, сын Ремалии, пошли войной на Иерусалим, но не смогли его одолеть.

Дому Давуда возвестили: «Сирия вступила в союз с Ефраимом», и сердца у Ахаза и у его народа затрепетали, как деревья в лесу трепещут от ветра.

Вечный сказал Исаии:

– Выйди навстречу Ахазу со своим сыном Шеар-Иашувом («остаток вернётся») к концу водопровода Верхнего пруда, на дорогу к Сукновальному полю.Скажи ему: «Будь осторожен, будь спокоен, не бойся. Не падай духом из-за двух концов этих тлеющих головней – из-за неистового гнева Рецина с Сирией и из-за сына Ремалии.Сирия, Ефраим и сын Ремалии замышляют против тебя зло, говоря:“Пойдём на Иудею и запугаем её, завоюем её и поставим в ней царём сына Тавеила”.Но так говорит Владыка Вечный:

Это не сбудется,

этого не случится,

ведь столица Сирии – всего лишь Дамаск,

а глава Дамаска – всего лишь слабый царь Рецин.

Через шестьдесят пять лет

Ефраим будет рассеян и перестанет быть народом.

Столица Ефраима – всего лишь Самария,

а глава Самарии – всего лишь слабак, сын Ремалии.

Если не будете твёрдо стоять в своей вере,

не устоите вовсе».

И снова Вечный сказал Ахазу:

– Проси у Вечного, своего Бога, знамения, всё равно – в глубинах мира мёртвых или на высотах небес.

Но Ахаз сказал:

– Я не стану просить, не буду испытывать Вечного.

Тогда Исаия сказал:

– Слушайте, дом Давуда! Разве не довольно вам испытывать человеческое терпение? Вы хотите испытать и терпение моего Бога?Итак, Владыка Сам даст вам знамение: вот, девственница забеременеет и родит Сына, и назовёт Его Иммануил («с нами Всевышний»).Он будет питаться творогом и мёдом, пока не научится отвергать злое и избирать доброе.Но прежде чем мальчик научится отвергать злое и избирать доброе, земли двух царей, от которых ты в ужасе, будут опустошены.Но Вечный наведёт на тебя, на твой народ и на дом твоего отца такие ужасные дни, каких не бывало с тех пор, как Ефраим отделился от Иудеи, – Он наведёт царя Ассирии.

В тот день Вечный свистнет мухам, что у истоков рек Египта, и пчёлам, что в ассирийской земле.Они прилетят и опустятся в крутые ущелья и в расщелины скал, на все колючие кусты и на все пастбища.

В тот день Вечный обреет ваши головы, волосы на ногах и отрежет бороды бритвой, нанятой по ту сторону Евфрата, – царём Ассирии.

В тот день если кто сможет оставить в живых молодую корову и двух овец,то по изобилию молока, которое они станут давать, он будет есть творог. Все, кто останется в стране, будут есть творог и мёд.

В тот день там, где некогда росла тысяча виноградных лоз стоимостью в двенадцать килограммов»."}g"> серебра, будут лишь терновник и колючки.Люди будут ходить туда с луком и стрелами, потому что земля будет покрыта терновником и колючками.

Что же до холмов, которые некогда возделывали мотыгой, то вы больше не пойдёте туда, боясь терновника и колючек. Туда будут выгонять крупный скот, и мелкий скот будет топтать их.

a) 7:1: Ахаз правил Иудеей с 735 по 715 гг. до н. э. О его правлении см. 4 Цар. 16; 2 Лет. 28.

b) 7:2: Или: «Сирия разбила стан на земле Ефраима». Ефраим – так часто называли Северное царство – Исраил, где наиболее влиятельным был род Ефраима.

c) 7:6: Вероятно, в Иерусалиме была группа людей, собравшаяся вокруг некоего сына Тавеила, которая поддерживала идею союза с Сирией и Ефраимом против Ассирии, что шло в разрез с курсом Ахаза, законного царя Иудеи.

d) 7:14: Это пророчество исполнилось, когда Иса, «Иммануил», родился от девственницы Марьям (см. Мат. 1:22-25). Однако, опираясь на контекст, многие толкователи полагают, что было частичное исполнение этого пророчества в дни царя Ахаза – какая-то определённая девственница вышла замуж и родила сына, которого назвали Иммануил. Он стал знамением того, что Всевышний пребывает с тем поколением, и прообразом Исы Масиха. Среди тех, кто может быть этим ребёнком, называют и сына Исаии (см. 8:3, 18), и дитя царского происхождения.

e) 7:17: См. 3 Цар. 12:1-20.

f) 7:20: В древние времена военнопленному сбривали волосы для того, чтобы сделать его объектом всеобщего поругания, унижения и осуждения.

g) 7:23: Букв.: «тысячу \+add шекелей\+add*».