Послание к Евреям, глава 1

Бог говорит в Своем Сыне

Бог, многократно и многообразно говоривший в прошлом к нашим предкам через пророков, в эти последние дни говорил нам через Своего Сына, Которого Он предназначил быть Владыкою всего и через Которого Он некогда сотворил вселенную. Сын – сияние славы Отца, точное подобие самой сущности Бога. Сын поддерживает существование всей вселенной Своим могущественным словом. Очистив нас от грехов, Он сел по правую руку от Всевышнего на небесах.

Сын Божий выше всех ангелов

Он настолько превыше ангелов, насколько имя, которое Он получил, превыше их имен.

Кому из ангелов Бог когда-либо говорил:

«Ты Сын Мой,

сегодня Я родил Тебя»?

Или же:

«Я буду Ему Отцом,

и Он будет Мне Сыном»?

И опять же, когда вводит в мир Своего Первенца, Бог говорит:

«Пусть все ангелы Божьи поклонятся Ему».

Об ангелах сказано:

«Он делает ангелов Своих ветрами

и слуг Своих языками пламени».

Но о Сыне сказано:

«Вечен престол Твой, Боже,

Твой царский скипетр – скипетр правосудия.

Ты возлюбил праведность, а беззаконие возненавидел,

поэтому, о Боже, Твой Бог помазал Тебя маслом радости больше,

чем Твоих сотоварищей».

И также о Сыне написано:

«О Господь! В начале Ты положил основание земли,

и небеса – дело Твоих рук.

Они погибнут, но Ты останешься навсегда;

они износятся, как одежда,

и Ты свернешь их, словно покрывало;

как одежда, они будут сменены на новые.

Но Ты – Тот же,

и годам Твоим нет конца».

Кому из ангелов когда-либо было сказано:

«Сядь по правую руку от Меня,

пока Я не повергну врагов Твоих

к ногам Твоим»?

Разве ангелы – это не служебные духи, посылаемые на службу тем, кому предстоит получить спасение?

a) 1:3 См. Пс. 109:1.

b) 1:5 См. Пс. 2:7. Второй псалом говорит о коронации иудейского царя, и значит, слова «Я родил тебя» указывают на воцарение. В древности у иудеев титулы «сын Бога» и «помазанник» были эквивалентом титулу «царь Израиля», но также указывали на ожидаемого Мессию, Спасителя и праведного Царя от Бога, т. е. Иисуса. Но термин «Сын Бога» не исключает и близкие взаимоотношения между Богом и Иисусом, подобные человеческим взаимоотношениям отца и сына.

c) 1:5 См. 2 Цар. 7:14; 1 Пар. 17:13.

d) 1:6 Существуют несколько толкований, например: 1) события, которые описываются здесь, имеют отношение к вознесению Иисуса Христа и вхождению Его в окружение Бога; 2) речь здесь может идти о втором пришествии Иисуса. Цитата, возможно, взята из Втор. 32:43 (согласно кумранским рукописям) или Пс. 96:7.

e) 1:7 Или: «духами».

f) 1:7 Пс. 103:4. Общий смысл: Иисус намного превосходит ангелов. Но, что касается детального разбора, то здесь существует множество толкований этого места: 1) Бог мог бы превратить ангелов в огонь и ветер; 2) ангелы сравниваются с огнем и ветром – с их быстротой, мощью или с их разрушительной силой; 3) ангелы действуют в ветре и огне. Существуют и другие толкования.

g) 1:9 Или: «поэтому Бог, Твой Бог, помазал … »

h) 1:8-9 См. Пс. 44:7-8.

i) 1:10-12 См. Пс. 101:26-28.

j) 1:13 Пс. 109:1; Мат. 22:41-46.