Книга пророка Иеремии, описание

Пророк Иеремия, происходивший из семьи священников, начал пророчествовать в 626 г. до н. э. Его служение длилось более 40 лет во времена правления иудейских царей Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии, Цедекии и наместника Гедалии. Иеремия был современником пророков Софонии, Наума, Аввакума, Даниила, Иезекииля и, возможно, Авдия и служил преимущественно в Иерусалиме. Даты в этой книге можно сопоставить с датами сохранившихся древних вавилонских записей и точно соотнести с современным календарем.

За свои пророчества Иеремия не раз подвергался преследованиям, и неоднократно ему грозила смерть (20:1-2; 26:7-24; 32:2; 37:11–38:13). Пророка глубоко волновала судьба его народа, который шел к быстрой гибели (9:1-2; 14:17-22). Понимание Иеремия встретил только при царе Иосии, введшем ряд масштабных религиозных преобразований, которые восстановили правильное поклонение Богу. Однако реформы не сумели вернуть сердца народа к истинной вере, так как люди уже слишком глубоко погрязли в своих грехах (см. 4 Цар. 22:1–23:27). Поэтому Иеремия вынужден был объявить о неизбежном наказании Израиля халдеями (20:4-6).

В 612 г. до н. э. Вавилонская империя сменила Ассирийскую, захватив столицу Ассирии Ниневию. Падение Ассирии доставило временное облегчение Иудее, и царь Иоаким, а за ним и царь Цедекия, пытались восстать против новой сверхдержавы – Вавилона. В ответ на это в 586 г. до н. э. вавилонские войска полностью разрушили Иерусалим и его храм и увели народ в плен во исполнение слов Иеремии (гл. 52; см. 4 Цар. 24–25).

Главные темы пророчеств Иеремии: суд над грехом (16:17-18); призыв к покаянию, которое все еще может отвратить суд (25:1-7); призыв обратиться за помощью к Богу, а не к другим народам (2:13-19, 31-37); и необходимость подчиняться халдеям, чтобы спасти жизнь (27:6-15). Хотя предсказания Иеремии и были мрачными, он знал, что мера гнева Бога на Свой народ ограничена, и плен будет продолжаться только 70 лет (25:11-12; 29:10). Он пророчествовал о наказании Вавилона (гл. 50–51) и народов, окружающих Иудею (гл. 46–49), за их грехи и за то, что они воевали против Иудеи. Иеремия также объявил о восстановлении верного остатка Израиля и приходе Христа, Которого он называет праведной Ветвью из царского рода Давида (23:5-8).

Книга Иеремии – самая большая книга Библии. Она, вероятнее всего, была составлена учеником Иеремии Барухом (гл. 36). Материал представлен не в строго хронологической последовательности, но, скорее, по тематическому принципу.