Книга притчей Соломоновых, глава 16

Человек строит планы,

а ответ языка – от Господа.

Все пути человека пред глазами его чисты,

но Господь оценивает побуждения.

Вверяй свое дело Господу,

и осуществится задуманное тобой

Господь создал все для Своей цели –

даже злодея – на день беды.

Господь гнушается всех надменных.

Твердо знай: они не останутся безнаказанными.

Любовь и верность искупают грех;

и страх перед Господом уводит от зла.

Когда пути человека угодны Господу,

Он даже врагов его с ним примиряет.

Лучше немногое с праведностью,

чем большие доходы с неправедностью.

Человек обдумывает свой путь,

но Господь направляет его шаги.

Царь говорит по внушению свыше;

уста его не должны извращать правосудие.

Верные весы и безмены – от Господа;

и все гири в сумке – от Него.

Цари гнушаются злодеяниями,

ведь престол утверждается праведностью.

Царям угодны правдивые уста,

они любят говорящих истину.

Царский гнев – вестник смерти,

но мудрец его успокоит.

Когда лицо царя проясняется – это жизнь;

его милость подобна облаку с весенним дождем.

Приобретать мудрость гораздо лучше, чем золото;

лучше приобретать разум, нежели серебро.

Дорога праведных уводит от зла;

тот, кто хранит свой путь, бережет свою жизнь.

Гордость предшествует гибели,

надменность духа – падению.

Лучше быть кротким духом и среди бедняков,

чем делить добычу с надменными.

Внимательный к наставлению преуспеет,

и блажен полагающийся на Господа.

Мудрого сердцем зовут понимающим,

и приятная речь прибавит убедительности.

Разум – источник жизни для имеющих его,

а глупость – кара глупцам.

Разум мудрого делает его речь рассудительной

и придает словам его убедительности.

Приятные слова – медовые соты,

сладки для души и для тела целебны.

Бывает путь, который кажется человеку прямым,

но в конце его – пути смерти.

Живот работника работает за него;

его подгоняет его же голод.

Негодяй умышляет зло,

речь его, словно огонь палящий.

Лукавый человек сеет раздор,

и сплетня разлучает близких друзей.

Любящий насилие обольщает ближнего своего

и на путь недобрый его уводит.

Кто щурится, тот замышляет превратное;

поджимающий губы делает зло.

Седина – это славы венец,

что достигается праведной жизнью.

Терпеливый лучше воина,

владеющий собой, лучше завоевателя города.

Бросают жребий в полу одежды,

но любое решение его – от Господа.

16:7: Или: «он».

16:30: Так в ряде древних переводов; в нормативном еврейском тексте: «чтобы замышлять».