Книга пророка Михея, глава 1

Суд над Самарией и Иерусалимом

Вот слово Господне, которое было Михею из Морешета в дни, когда в Иудее, сменяя один другого, царствовали Иоафам, Ахаз и Езекия; вот что было показано ему о Самарии и Иерусалиме.

Внимайте, народы все!

Земля и всё, что на ней, да слышит!

Будет Владыка Господь свидетелем против вас,

из Храма Своего святого огласит Владыка приговор.

Вот уже оставляет Господь

место пребывания Своего,

нисходит, на вершины земли наступая.

Как воск от огня,

горы тают под Ним,

и поступь Его рассекает долины,

как потоки, с обрыва падающие.

За преступленья Иакова всё это,

за грехи израильтян.

Кто же виновен в преступленьях Иакова?

Разве не Самария?

А кто виновен в идолопоклонстве Иуды?

Разве не Иерусалим?

«Самарию в руины средь поля превращу, —

сказал Господь, —

пойдет она под виноградники;

основанья стен ее Я обнажу

и камни грудою свалю в долине.

Разбиты будут все ее резные кумиры,

сожжены и дары, что за блуд приносили.

Сокрушу всех ее идолов,

кои были ей платой за блуд,

будут они у врагов Самарии такой же платой».

Плач и сетование пророка

Об этом буду плакать и рыдать,

босым ходить буду и нагим,

вой подниму, как шакал,

вопить буду, словно страус:

смертельная рана нанесена Самарии,

и та же участь ждет Иудею,

бедствие уже у ворот народа моего —

к Иерусалиму пришло!

В Гате об этом не рассказывайте

и не рыдайте!

В Бет-Афре сядьте среди пепла и скорбите!

Идите, жители Шафира!

Поведут вас обнаженными, опозоренными.

Из Цаанана уже никто не осмелится выйти.

И в Бет-Эцеле слышен плач —

нет там прибежища для вас.

Облегчения отчаянно ждут в Мароте.

Но бедствие это Господом ниспослано,

к самим вратам Иерусалима пришло!

Запрягайте резвых коней своих в колесницы,

вы, кто живет в Лахише, бегите!

Это вы совратили дочь Сиона,

те же преступления, что в Израиле,

стали и у вас повсюду твориться.

А посему вам, жителям Иудеи,

придется поспешить

со своими прощальными дарами

и бежать из Морешет-Гата!

Да и город Ахзив, какие-то надежды подав,

ручьем иссякшим окажется для царей Израиля.

И вы, в Мареши живущие, знайте,

Я еще пришлю того,

кто владения ваши присвоит,

и слава Израиля — вожди его

в Адулламе спрячутся.

Наголо все обрейтесь —

знак скорби то будет по детям,

детям любимым вашим, —

в том грифу подобными станьте

(с лысой его головой):

детей-то в плен уведут от вас.

a) 1:1 Имеется в виду всё содержание книги Михея — оно было словом (или откровением) Господним.

b) 1:1 Т. е. время, когда пророчествовал Михей (евр. Миха), между 750-м и 686-м гг. до Р. Х. — он был современником пророка Исайи и пророка Осии.

c) 1:5 Или: за отступничество (от Бога); то же ниже в этой главе.

d) 1:5 Букв.: дома Израилева.

e) 1:5 Букв.: в холмах / высотах, на которых совершались языческие обряды.

f) 1:7 Идолопоклонство нередко описывается в Библии как измена, духовное прелюбодеяние (см. Иер 3:1; Ос 4:15). Пророки сравнивали народ Израиля с неверной женой (Иер 3:20). Однако это не просто метафора. Религиозные культы Ханаана в основе своей были связаны с плодородием и сопровождались соитиями, оргиями и поклонением идолам. Вероятно, в данном случае об идолах говорится в связи с вышеупомянутыми древними обрядами. В заключительной части стиха пророчески предсказано: языческие символы израильского поклонения победители израильтян, ассирийцы, будут опять использовать в своих собственных храмах, посвященных культам с жестокой и развратной обрядностью.

g) 1:8 Друг. возм. пер.: заухаю, как сова.

h) 1:9 Или: неисцелимая рана; букв.: удары / раны (Самарии).

i) 1:10 Михей не желал, чтобы жители чуждого народа в Гате злорадствовали, услышав о падении народа Божьего. В ст. 10–15 суд над Иудеей показан на примере отдельных городов, значение имен которых пророк связывает с постигающими их наказаниями; для этого он мастерски использует близкий людям того времени прием речи — парономазию, намеренное использование созвучных, но разных по смыслу слов. Так название города «Гат», в силу созвучия в евр. языке, употреблено здесь в знач. «город-рассказчик», и тогда всё предложение может звучать: «В городе-рассказчике не рассказывайте», подобная же игра слов и в последующих случаях.

j) 1:11 Букв.: жительница Шафира в знач. все живущие в этом месте, то же ниже в этом стихе и в ст. 12 и 15. Шафир букв.: милый / славный (город). Ступайте — приговор, произнесенный Господом через пророка, является и предсказанием их участи.

k) 1:11 Цаанан созвучен евр. йаца — «выходить».

l) 1:12 Или: сожалеет о добром жительница Марота. Марот созвучен евр. мара — «горький / горечь».

m) 1:13 Лахиш созвучен евр. (ла)рехеш — «конь в упряжке». Лахиш — последний иудейский город на дороге в Египет. Разбогатевшие на торговле лошадьми, жители города, исполнившись самоуверенности, стали больше полагаться на накопленные ими богатства, чем на Господа. В этом смысле они совершили те же самые преступления, которые творились на севере — в Израиле.

n) 1:13 Букв.: ты — начало греха дочери Сиона. В образе «дочери Сиона» здесь представлен Иерусалим; см. примеч. к Иоил 2:1.

o) 1:14 Или: с приданым… Может быть понято как указание на то, что этот город будет взят у Иудеи.

p) 1:14 Ахзив означает «обман». Этим же словом назывался и пересыхающий (летом) ручей (Иер 15:18), поэтому друг. возм. пер.: Ахзив будет обманом.

q) 1:15 Мареша созвучно евр. мораша — «владение / наследство».

r) 1:15 Здесь, вероятно, указание на то, что руководители израильского народа — «слава Израиля» (ср. Ос 9:11–13) — должны будут бежать, как некогда Давид, в Адуллам.

s) 1:16 Глагол «обрейтесь» в подлиннике стоит в ед. ч. Многие комментаторы считают, что это обращение относится к Иерусалиму, и, соответственно, «дети» здесь означают города и селения Иудеи.