Книга Екклезиаста, или Проповедника, глава 7

Мудрые наставления

Доброе имя лучше превосходного благовония,

и день смерти лучше дня рождения.

Лучше ходить в дом плача,

чем ходить в дом пира,

потому что смерть – участь каждого человека,

и кто жив, пусть размышляет об этом.

Печаль лучше смеха,

потому что печальное лицо полезно сердцу.

Сердце мудрого в доме плача,

а сердце глупого в доме веселья.

Лучше внимать обличению мудреца,

чем слушать песню глупцов,

потому что смех глупцов –

словно треск горящего хвороста под котлом.

И это тоже пустое.

Притеснение превращает мудрого человека в глупца,

и взятка портит сердце.

Конец дела лучше его начала,

терпение лучше гордости.

Не спеши впадать в гнев,

потому что гнев обитает в сердце глупцов.

Не спрашивай: «Почему прежние дни были лучше сегодняшних?» –

не от мудрости задают такие вопросы.

Мудрость – хороша, как и наследство,

и приносит пользу тем, кто видит солнце.

Мудрость защищает так же, как и деньги,

но её превосходство в том,

что она сохраняет жизнь её владельцу.

Посмотри на дела Всевышнего:

кто может выпрямить то,

что Он сделал кривым?

В благополучные дни будь счастлив,

а в дни горестные знай:

и то, и другое сотворил Всевышний,

чтобы человек не мог постичь того,

что будет после него.

В моей пустой жизни я видел всякое:

праведника, гибнущего в своей праведности,

и нечестивого, живущего долго в своём беззаконии.

Не будь чересчур праведным

и не выставляй себя слишком мудрым.

Зачем тебе губить себя?

Также не слишком предавайся злу

и не будь глупым.

Зачем тебе умирать раньше времени?

Хорошо придерживаться первого совета

и не упускать из виду второго –

боящийся Всевышнего избежит всех бед.

Мудрость делает мудреца сильнее,

чем десять правителей города.

Нет праведного человека на земле,

который всегда бы поступал правильно

и никогда бы не грешил.

Не обращай внимание на каждое сказанное слово,

иначе можешь услышать, как раб твой злословит тебя.

Ты знаешь в сердце своём,

что часто и сам злословил других.

Всё это испытал я мудростью и сказал:

«Я твёрдо решил стать мудрым»,

но мудрость была так далека от меня!

Далека она и глубока, глубока –

кто может постичь её?

И решил я понять, исследовать и изыскать

мудрость и рассуждение,

и убедиться, что быть нечестивым – глупо

и быть нерассудительным – безумно.

И нашёл я, что горше смерти

та женщина, что подобна сети,

чьё сердце – ловушка

и чьи руки – оковы.

Человек, угодный Всевышнему, избежит её,

а грешник будет ею пойман.

Вот, что я нашёл, – сказал Учитель, – слагая одно с другим, чтобы найти разумное объяснение:

я всё искал, но не находил –

я нашёл лишь одного праведного мужчину среди тысячи,

но ни одной праведной женщины.

Вот, что удалось мне найти:

Всевышний сотворил человека праведным,

а люди пустились во многие помыслы.

7:18: Или: «следует им обоим».

7:28: У Сулеймана было 1 000 жён и наложниц, которые отвернули его сердце от Всевышнего. Этот стих, возможно, указывает на ту печаль, которая появилась из-за этого в его жизни (см. 3 Цар. 11:3).