Радостная Весть Исы Масиха в изложении Луки, описание

Священное Писание начинается с рассказа о сотворении первого человека, который имел свободное общение со Всевышним в прекрасном Эдемском саду, а затем оно описывает восстание человека против Всевышнего, его проклятие и изгнание из рая (см. Нач. 2:16-17; 3:1-6, 14-24). Но на этом история не заканчивается: через пророков Всевышний обещал послать Спасителя, то есть Масиха (букв.: «Помазанника»), Который установит Царство Всевышнего на земле и спасёт падшее человечество от греха (см. Нач. 3:15; 12:1-3; 49:10; Втор. 18:18; 2 Цар. 7:11-13; Ис. 7:14; 9:6-7; 11:1-5; 42:1-9; 52:13–53:12; 61:1-2; Иер. 23:5-6; Езек. 37:24-28; Мих. 5:2). Первые четыре книги Инджила содержат Радостную Весть о том, как во исполнение пророчества пришёл Иса, обещанный Масих, и стал устанавливать Царство, но не так, как того ожидали многие люди. В то время народ Исраила страдал под гнётом римлян и с нетерпением ожидал избавления. Поскольку исраильтяне были избранным народом Всевышнего, многие из них полагали, что Масих освободит их от римлян и установит в Исраиле праведное царство. Но, согласно Радостной Вести, такие люди, включая и многих религиозных лидеров народа, таких как блюстители Закона, совершенно неправильно поняли суть дела: царство Всевышнего – это не политический институт, это осуществление власти Всевышнего во всех областях жизни. Всевышний хотел отменить проклятие, произнесённое в Эдемском саду, и освободить всё человечество (включая и язычников) не от римского ига, но от рабства греха.

Автор этого изложения Радостной Вести Лука, квалифицированный врач (см. Кол. 4:14), был верным спутником и соработником Паула, посланника Масиха, и остался с ним даже тогда, когда все остальные покинули его (см. 2 Тим. 4:9-11). Лука тщательно исследовал каждый собранный им рассказ и свидетельства многих очевидцев, прежде чем написал самое обширное повествование о жизни и учении Исы Масиха (1:1-4). По всей вероятности, Феофил, богатый человек, финансировал и исследования, и труд Луки, а также мог участвовать в распространении завершённой книги. Это было обычной практикой в римском мире первого века и объясняет, почему Лука адресовал данное повествование Феофилу (1:3).

Лука, вероятно, был язычником по рождению, ставшим последователем Исы Масиха. Поэтому он писал для обширной аудитории язычников, показывая, что они также могут стать членами Царства Всевышнего вне зависимости от их национальности или происхождения (напр., 2:29-32; 7:9; 10:25-37; 17:11-19). Более того, он уделяет особое внимание состраданию Исы к угнетённым и презираемым (5:27-32; 21:1-4), к грешникам из высшего сословия (7:36-50; 19:1-10), к женщинам (7:11-17; 8:1-3, 43-48; 13:10-17), а также к язычникам и самарянам (7:1-10; 17:11-19). Лука подчёркивает важность молитвы (5:16; 6:12, 28; 11:1-13; 18:1-8) и много говорит о служении Духа Всевышнего (1:35, 41, 67; 2:26-27; 4:1, 14, 18; 10:21; 11:13; 12:11-12). Он свидетельствует о радости, которую приносит Весть об Исе всем, кто слышит её (2:10; 6:23; 10:20; 19:5-6; 24:52-53). Лука отмечает, как часто Иса использовал по отношению к Себе титул Масиха – «Ниспосланный как Человек» (5:24 со сноской; см. также Дан. 7:13-14), Который пришёл, чтобы «найти и спасти потерянное» (19:10).

Рассказ Луки – литературный шедевр, написанный на высоком греческом языке. Он начинает своё повествование с более ранних событий, нежели другие изложения Радостной Вести, а именно с пророчеств о рождении пророка Яхии (1:5-25) и Исы (1:26-38). Затем следует рассказ о рождении Исы, содержащий в себе события, о которых умолчали другие авторы (2:1-40). Лука также единственный из авторов Инджила, кто написал о посещении двенадцатилетним Исой Иерусалимского храма (2:41-52). После этого Лука приводит подробное описание начала общественного служения Исы, включая и прохождение Им у Яхии обряда погружения в воду (3:21-22), а также Его противостояние искушениям сатаны в пустыне (4:1-13).

За рассказом о служении Исы в Галилее и её окрестностях (4:14–9:50) следует детальное описание путешествия в Иерусалим, содержащее материал, который имеется только у Луки (9:51–19:10). Далее автор повествует о смерти Исы от рук религиозных и политических лидеров народа по Его прибытии в Иерусалим и о Его воскресении из мёртвых на третий день (23:26–24:48). С самого начала Иса знал, что для этого Он и пришёл и что это необходимо для исполнения древних пророчеств (9:21-22, 44; 18:31-33; 24:25-27). Лука заканчивает своё повествование на том, как ученики с нетерпением и радостью ждут дня, когда Иса, как и обещал, изольёт на них Духа Всевышнего после Своего вознесения к Небесному Отцу (24:49-53).